МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление IT-проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Вараксин С. В.

Рабочая программа дисциплины
Управление IT-проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доц. А. В. Жариков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доц. А. В. Жариков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение слушателями знаний основных стандартов проектирования информационных систем (ИС);
усвоение слушателями знаний методологических основ проектирования ИС и соответствующего инструментария;
получение слушателями навыков коллективного проектирования ИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям
ОПК-4 Способен участвовать в разработке технической документации программных продуктов и комплексов с использованием стандартов, норм и правил, а также в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-5 Способность к анализу требований и разработке вариантов реализации информационной системы; способность к оценке качества, надежности и эффективности информационной системы в конкретной профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стадии и этапы создания информационных систем (ИС);
модели и процессы жизненного цикла ИС;
методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
основы менеджмента качества ИС;
виды программного обеспечения, применяемого для проектной деятельности;
этапы и процессы жизненного цикла информационных систем (ИС);
методы управления ИТ-проектами;
современные методологии проектирования и разработки ИС;
принципы методологии гибкой (agile) разработки ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать проектные работы (составлять план-график) с использованием специализированного ПО;
выполнять проектные работы на различных стадиях в соответствие с одной или несколькими ролями, с использованием соответствующего ПО;
выявлять и анализировать риски, планировать мероприятия по их снижению;
определять цели ИТ-проекта, основные параметры и требования к ИС;
составлять техническое задание для ИТ-проекта;
выделять проектные задачи (соответствующие различным ролям);
оценивать сроки, затраты и качество проекта;
проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности предприятия;
проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для создания ИС;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
составлять (писать) техническую документацию, сопровождающую ИТ-проект;
выделять и распределять проектные задачи (соответствующие различным ролям), организовывать командную работу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией управления версиями;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования ИС;
методикой мозгового штурма;
методами коллективной работы в проектной команде, в т.ч. удалённой работы;
методикой управления рисками;
культурой речи и терминологией в области ИТ и ИС.
навыками использования технологических стандартов проектирования ИС;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования ИС;
навыками разработки технологической документации;
навыками работы с инструментальными средствами управления проектами, анализа и проектирования ИС;
методами коллективной работы в проектной команде;
культурой речи и терминологией в области ИТ и ИС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление проектами
1.1. Введение Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Управление персоналом Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Планирование и контроль Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Начало проекта Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Управление конфигурацией Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Техническое задание Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Инструментальные средства управления проектами Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.15. Управление проектами Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Командная работа в системе управления проектами Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Управление версиями с помощью Git Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.2
1.20. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Жизненный цикл информационных систем
2.1. Организация процесса разработки информационных систем Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Управление рисками Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Планирование управления рисками Лабораторные 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Методологии и стандарты разработки информационных систем Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.9. Обеспечение качества программного обеспечения Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Долженко, А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428801
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Бунова, А. Н. Шурыгин Применение свободно распространяемого программного обеспечения для управления ИТ-проектами в госсекторе: , 2015 https://e.lanbook.com/journal/issue/298073
Л2.2 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление ИТ-проектами portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
Э5 Система управления проектами Адванта / Блог www.advanta-group.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice.org / LibreOffice,
Firefox/Chrome/Chromium,
VirtualBox,
MS Project / Planner,
IBM Rational Software Architect Designer,
IBM Rational Method Composer,
IBM Rational Data Architect,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
дистрибутив GNU/Linux (любой open source).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2543