Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Эстетика» являются: формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре. Задачи: - ознакомление учащихся с основными категориями эстетического знания, их развитием на разных исторических этапах, базовыми проблемами эстетики; - демонстрация места и функций эстетического в жизни и культуре - формирование практических навыков эстетического анализа и освещения в СМИ данной проблематики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-1 | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в общесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в журналистских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру | ||||||
1.1. | Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Основные категории эстетики, их взаимосвязь. | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Просмотр видеолекции «Прекрасное и безобразное в художественных образах». Ответить письменно на вопросы и подготовиться к дискуссии на практическом занятии. | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Прочитайте отрывок из книги Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть» (на сайте, в ЭУМК курса). Напишите эссе-рецензию, затронув вопросы: - С чем, по мнению Бодрийяра, связано появление симулякров? - Какие типы (порядки) симулякров выделяет автор и почему? - Как Бодрийяр связывает, посредством симулякров, политику, промышленность, искусство? - Как автор характеризует понятие моды? - С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументируйте) | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Посмотрите научно-популярный фильм «Фракталы. Поиски новых размерностей». http://www.youtube.com/watch?v=Yke32Oavr1I Напишите рецензию, затронув вопросы: - Что такое фрактал? - С чем связано резкое возрастание исследований в этой сфере? - Где, на практике, применяются результаты этих исследований? Насолько успешно, на ваш взгляд? - Как «открытие» фракталов отразилось в искусстве и в дизайне? Оцените находки в этой области. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства | ||||||
2.1. | Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству Древнего Египта, древней Индии или древнего Китая (на выбор). Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Античная эстетическая мысль, основные периоды: ранняя классика; средняя классика; высокая классика. Философские основы античной эстетики (Платон, Аристотель). Базовые категории античной эстетики | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.4. | Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству античности. Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы. | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.5. | Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.6. | Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству средневековья. 2) Подготовиться к обсуждению темы «Эстетические представления в христианской теологии и их актуальность в наше время». | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.7. | 1) Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству эпохи Возрождения. Подготовиться к ответам на задаваемые вопросы. 2) Прочитать работу П.А. Флоренского «Обратная перспектива» и подготовиться к обсуждению главных тезисов автора и отражения его взглядов в современном искусстве. | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.8. | Эстетическая культура эпохи Возрождения. Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации. Основные принципы ренессансной эстетики: реставрация философии и культуры античности; гуманизм, антропоцентризм и человекобожие; развитие научной мысли, установка на глубокое познание мира | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.9. | Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 3. 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв. | ||||||
3.1. | Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм. | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.2. | Эстетические идеи немецкой классической философии. Эстетика Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля. Неклассические концепции западноевропейской эстетики 19 века: эстетические теории А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Эстетические взгляды русских философов; эстетика Вл. Соловьева. Реализм в русском искусстве Искусство Серебряного века в России; выявление метафизической сущности эстетического и художественности искусства; поляризация художественных сил в начале 20 в.: супрематизм, абстракционизм, русский импрессионизм. «Мир искусства», его основатели. Отказ от реализма и утилитаризма XIX в. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства. Поэзия «Серебряного века». | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.4. | Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории 20 в. Эстетические основания художественной практики модернизма. Кубизм, футуризм и абстракционизм. | Лекции | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.5. | Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству России 19 века.. Подготовиться к дискуссии на тему: «Социальные задачи искусства в представлениях русских авторов». | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.6. | 1) Подготовить доклад/презентацию по эстетическим представлениям и/или искусству одного из направлений Новейшего времени. 2) Прочитать отрывок из романа М. Кантора «Учебник рисования» и подготовиться к дискуссии о взглядах автора на авангардизм в искусстве. | Практические | 4 | 2 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.7. | Изучить работу В.С. Соловьева «Три речи в память Достоевского». Написать рецензию, затронув вопросы: • Какие этапы развития искусства выделяет В. С. Соловьев? • Как Соловьев характеризует противоречивость реализма и утопичность «искусства для искусства»? • Что автор понимает под религиозным искусством и как обосновывает возврат к нему? | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-1, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яковлев, Евгений Георгиевич | Эстетика: учебное пособие | Гардарики, 2006 | |
Л1.2 | Гуревич, П.С. | Эстетика: учебник | Юнити-Дана, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118543 |
Л1.3 | Писарев, Д.И. | Разрушение эстетики: | Лань, 2013 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пивоев, В.М. | Эстетика: учебное пособие | Директ-Медиа, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210656 |
Л2.2 | Подольская, Елизавета Ананьевна | Эстетика: кредитно-модульный курс : учебник | Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука – Спектр, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Offic Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. При освоении курса следует обратить внимание на преемственность эстетических представлений и базовых форм искусства в разных странах и в разные эпохи и одновременно на процессы дифференциации эстетического знания, формирование противоборствующих школ и направлений, а также на сложное взаимодействие разных школ, течений, жанров искусства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. В данном курсе они носят преимущественно практический характер и направлены на углубленное знакомство с конкретными формами, жанрами, направлениями искусства в разные исторические периоды. Практические занятия по эстетике предполагают обязательное обсуждение в группе, дискуссию, к чему нужно быть готовым, предполагая возможные вопросы и ответы на них. Самостоятельная работа. В данном курсе они носят как теоретический, так и практический характер. Теоретические задания направлены на углубленное знакомство с философско-эстетической мыслью, при этом предлагается проанализировать работы авторов, во многих аспектах придерживающихся противоположных эстетических взглядов. Задание, связанное с просмотром и анализом фильма, вводит обучающегося в совершенно новое, по историческим меркам, синтетическое междисциплинарное направление исследований, связанных с понятием фракталов, которое находится на стыке точного, естественнонаучного и эстетического знания. Возможно, будет целесообразным предварительно ознакомиться с одной из многочисленных популярных статей, посвященных фракталам. Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности. Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает знание материла, даваемого на лекциях, а также знания рекомендованной литературы. Практическое задание предполагает знакомство с образцами основных направлений искусства в разные эпохи. |