Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22,5 | 15,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 22 | 22 | 16 | 16 | 54 | 54 |
Лабораторные | 26 | 26 | 34 | 34 | 26 | 26 | 86 | 86 |
Сам. работа | 66 | 66 | 88 | 88 | 39 | 39 | 193 | 193 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 108 | 108 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор Псарев В.И.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Информатика и программирование» являются - формирование у обучаемых системного представления о теоретических основах информационно-технических дисциплин; - приобретение ими комплексных навыков использования стандартного аппаратного и программного обеспечения современных вычислительных систем. Задачами освоения учебной дисциплины являются: - изучение основ теории информации и теории информационного общества; - изучение основ функционирования программного обеспечения ЭВМ; - изучение состава и назначения программных средств современных ЭВМ; - приобретение практических навыков работы в наиболее распространенных операционных системах; - приобретение навыков разработки алгоритмов и программ; - приобретение навыков работы с современными средствами обработки офисной информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОПК-4 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы теории информации и теории информационного общества; - принципы функционирования программного обеспечения ЭВМ; - назначение программных и аппаратных средств современных ЭВМ; - технологии разработки алгоритмов и программ; - современные средства обработки офисной информации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать вычислительную технику для решения офисных задач, элементарных задач обработки информации; - разрабатывать и отлаживать эффективные алгоритмы и программы с использованием современных технологий программирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с современными операционными системами; - решения прикладных задач с помощью стандартных офисных пакетов; - программирования в современных средах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия теории информации и теоретические основы информатики | ||||||
1.1. | Предмет и задачи информатики. Понятие информации. Двойственность информации. Количественный и качественный аспекты информации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Информация. Количественный и качественный аспекты информации. Объем информации. | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Информация. Количественный и качественный аспекты информации. Объем информации. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Теория информации и теория информационного общества. Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ. | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
1.6. | Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов | ||||||
2.1. | История развития и направления развития ЭВМ. Архитектура персонального компьютера. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Архитектура персонального компьютера. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
2.3. | История развития и направления развития ЭВМ. Архитектура персонального компьютера. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов | ||||||
3.1. | Системное программное обеспечение. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Общие принципы работы офисных пакетов. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Системное программное обеспечение. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Общие принципы работы офисных пакетов. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров. Общая характеристика процессоров электронных таблиц. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
3.4. | Работа в текстовых процессорах. | Лабораторные | 1 | 12 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров. Общая характеристика процессоров электронных таблиц. | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
3.6. | Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.1, Л2.6 |
3.7. | Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций | Лабораторные | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.1, Л2.6 |
3.8. | Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.1, Л2.6 |
3.9. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 4. Основы алгоритмизации и программирования | ||||||
4.1. | Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Алгоритмы, способы записи. Среды и оболочки для создания алгоритмов. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма. | Сам. работа | 2 | 22 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
4.4. | Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.5. | Разработка простейших программ | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.6. | Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня. | Сам. работа | 2 | 22 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.7. | Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.8. | Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные. | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.9. | Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные. | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.10. | Операции и операторы C# | Лекции | 2 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.11. | Операции и операторы C# | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.12. | Операции и операторы C# | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.13. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.2 |
4.14. | Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.15. | Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.16. | Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы. | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.17. | Символы, строки, массивы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.18. | Символы, строки, массивы. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.19. | Символы, строки, массивы. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.20. | Организация ввода-вывода | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.21. | Организация ввода-вывода | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.22. | Организация ввода-вывода | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.23. | Работа с файловой системой | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л3.1, Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.24. | Работа с файловой системой | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л3.1, Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
4.25. | Работа с файловой системой | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л3.1, Л2.2, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 5. Основы информационной безопасности | ||||||
5.1. | Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
5.2. | Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
5.3. | Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 6. Базы данных | ||||||
6.1. | Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
6.2. | Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства СУБД. | Лабораторные | 3 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
6.3. | Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства СУБД. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
6.4. | Основы работы в MS'Access | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
6.5. | Основы работы в MS'Access | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
6.6. | Основы работы в MS'Access | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.1 |
6.7. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Информатика и программирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru | |
Л1.2 | В.В. Трофимов, Т.А. Павловская; под ред. В.В. Трофимова | Алгоритмизация и программирование: учебник для академического бакалавриата: Учебник | М.: Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Зыков С.В. | ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Несен А.В. | Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие | "ДМК Пресс", 2011 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Тузовский А.Ф. | Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие для прикладного бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | urait.ru |
Л2.3 | Поляков В. П., Косарев В. П. ; Отв. ред. Поляков В. П. | ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Ширшов Е. В. | Финансово-экономические расчеты в Excel: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Казанский А.А. | ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VISUAL C# 2013. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.6 | Вылегжанина А. О. | Деловые и научные презентации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Каф. информ. систем в экономике | Основы объектной модели MS'Office. Использование VBA и Windows Script Host: | Барнаул, 2003 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информатика и программирование I семестр: электронный учебный курс (расположен на образовательном портале АлтГУ) | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Информатика и программирование II семестр: электронный учебный курс (расположен на образовательном портале АлтГУ) | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Программирование | citforum.ru | ||
Э4 | Материалы к курсу программирование | 10.0.12.15 | ||
Э5 | Информатика и программирование III: электронный учебный курс (расположен на образовательном портале АлтГУ) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS'Visual Studio 2008 Open Office Office 2010 Professional Windows 7 Professional 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Гарант (http://www.garant.ru) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Методические указания по изучению курса для студентов Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по двухбалльной системе - зачтено/не зачтено. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации. методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ: Информатика и программирование I семестр https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=298 Информатика и программирование II семестр https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=360 Информатика и программирование III семестр https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=380 |