МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика и программирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планv09_03_03_ПИЭ-4-2019
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 265
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 1, 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 16 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 8 8 26 26
Лабораторные 18 18 12 12 12 12 42 42
Сам. работа 116 116 88 88 61 61 265 265
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 108 108 360 360

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г.Н.

Рабочая программа дисциплины
Информатика и программирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р техн. наук, профессор Псарев В.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор Псарев В.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Информатика и программирование» являются

- формирование у обучаемых системного представления о теоретических основах информационно-технических дисциплин
- приобретение ими комплексных навыков использования стандартного аппаратного и программного обеспечения современных вычислительных систем.

Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- изучение основ теории информации и теории информационного общества
- изучение основ функционирования программного обеспечения ЭВМ;
- изучение состава и назначения программных средств современных ЭВМ;
- приобретение практических навыков работы в наиболее распространенных операционных системах;
- приобретение навыков разработки алгоритмов и программ;
- приобретение навыков работы с современными средствами обработки офисной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы теории информации и теории информационного общества
- принципы функционирования программного обеспечения ЭВМ;
- назначение программных и аппаратных средств современных ЭВМ;
- технологии разработки алгоритмов и программ;
- современные средства обработки офисной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.- c помощью стандартных прикладных программных продуктов обрабатывать статистическую информацию для оценки значений параметров и проверки значимости гипотез;
- разрабатывать и отлаживать эффективные алгоритмы и программы с использованием современных технологий программирования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с современными операционными системами;
- решения прикладных задач с помощью стандартных офисных пакетов;
- программирования в современных средах;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия теории информации и теоретические основы информатики
1.1. Предмет и задачи информатики. Понятие информации. Двойственность информации. Количественный и качественный аспекты информации. Лекции 1 1 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
1.2. Информация. Количественный и качественный аспекты информации. Объем информации. Лабораторные 1 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
1.3. Информация. Количественный и качественный аспекты информации. Объем информации. Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
1.4. Теория информации и теория информационного общества. Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ. Лекции 1 1 ОПК-4 Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
1.5. Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ. Лабораторные 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
1.6. Кодирование информации. Системы счисления. Информационно-логические основы ЭВМ. Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2, Л3.1
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
2.1. История развития и направления развития ЭВМ. Архитектура персонального компьютера. Лекции 1 1 ОПК-4 Л3.3, Л1.1, Л2.4, Л3.2, Л3.1
2.2. Архитектура персонального компьютера. Лабораторные 1 6 ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1
2.3. История развития и направления развития ЭВМ. Архитектура персонального компьютера. Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
3.1. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Общие принципы работы офисных пакетов. Лекции 1 1 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
3.2. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Общие принципы работы офисных пакетов. Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
3.3. Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров. Общая характеристика процессоров электронных таблиц. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л3.2
3.4. Работа в текстовых процессорах. Лабораторные 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
3.5. Назначение и основные функции текстовых редакторов и процессоров. Общая характеристика процессоров электронных таблиц. Сам. работа 1 16 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
3.6. Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций Лекции 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л3.3, Л1.1, Л3.2
3.7. Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций Лабораторные 1 4 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1
3.8. Расширенная функциональность офисных средств, возможности табличных процессоров. Средства построения презентаций Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1
3.9. Подготовка к зачету Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2, Л3.1
Раздел 4. Основы алгоритмизации и программирования
4.1. Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма. Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
4.2. Алгоритмы, способы записи. Среды и оболочки для создания алгоритмов. Лабораторные 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
4.3. Понятие алгоритма, формы записи и свойства алгоритма. Сам. работа 2 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
4.4. Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня. Лекции 2 1 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
4.5. Разработка простейших программ Лабораторные 2 1 ОПК-4 Л3.3, Л1.1, Л2.4, Л3.2
4.6. Введение в технологии программирования. Процедурное программирование. Обзор языков программирования высокого уровня. Сам. работа 2 6 ОПК-4 Л3.3, Л1.1, Л2.4, Л3.2, Л3.1
4.7. Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные. Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1
4.8. Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные. Лабораторные 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.9. Основы разработки на платформе .Net. Типы данных, константы, переменные. Сам. работа 2 8 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1
4.10. Операции и операторы C# Лекции 2 1 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
4.11. Операции и операторы C# Лабораторные 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.12. Операции и операторы C# Сам. работа 2 16 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.13. Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы. Лекции 2 1 ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л3.2, Л3.1
4.14. Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы. Лабораторные 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.15. Подпрограммы (методы). Рекурсивные методы. Сам. работа 2 8 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.16. Символы, строки, массивы. Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.1
4.17. Символы, строки, массивы. Лабораторные 2 1 ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л3.2, Л3.1
4.18. Символы, строки, массивы. Сам. работа 2 16 ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л3.2, Л3.1
4.19. Организация ввода-вывода Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.20. Организация ввода-вывода Лабораторные 2 3 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л3.2
4.21. Организация ввода-вывода Сам. работа 2 16 ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
4.22. Работа с файловой системой Лекции 2 1 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л3.1
4.23. Работа с файловой системой Лабораторные 2 3 ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
4.24. Работа с файловой системой Сам. работа 2 16 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Основы информационной безопасности
5.1. Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
5.2. Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики Лабораторные 3 4 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л1.1
5.3. Средства и методы защиты информации. Компьютерные вирусы и методы их профилактики Сам. работа 3 13 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Базы данных
6.1. Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л3.3, Л1.2, Л1.1, Л3.2
6.2. Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства СУБД. Лабораторные 3 4 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2, Л3.1
6.3. Базы и банки данных. Структура и пользователи банков данных. Языковые средства СУБД. Сам. работа 3 22 ОПК-4 Л2.2, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2, Л3.1
6.4. Основы работы в MS'Access Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.2
6.5. Основы работы в MS'Access Лабораторные 3 4 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
6.6. Основы работы в MS'Access Сам. работа 3 16 ОПК-4 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2
6.7. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011
Л1.2 под ред. С.В. Симоновича Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трофимов В.В. Информатика: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.2 М. Ф. Меняев Информатика и основы программирования: учеб. пособие М.: Омега-Л, 2007
Л2.3 под ред. Н. В. Макаровой Информатика: практикум по технологии работы на компьютере М.: Финансы и статистика, 2008
Л2.4 под ред. В.П.Косарева Экономическая информатика: учебник М.: Финансы и статистика, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Юдинцев А.Ю. Задания и упражнения по процедурному языку FoxPro: Электронное методическое пособие АлтГУ, 2009
Л3.2 Ошкало В.В., Юдинцев А.Ю. ИНФОРМАТИКА. Задания и указания к лабораторным работам для студентов экономических специальностей: Электронное методическое пособие АлтГУ, 2009
Л3.3 АлтГУ, Каф. информ. систем в экономике Основы объектной модели MS'Office. Использование VBA и Windows Script Host: Барнаул, 2003 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.econ.asu.ru/index.php?id_html=147&fr=5&id=17
Э2 http://10.0.12.5/books/inf_prog/lang_alg3.htm
Э3 http://10.0.12.5/books/book/index.html
Э4 http://10.0.12.5/books/inf_prog/VbA.htm
Э5 http://www.citforum.ru
Э6 http://rvles.ieie.nsc.ru
Э7 http://socionet.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'Visual Studio 2008
Open Office
Office 2010 Professional
Windows 7 Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами обработки табличных данных, основами TSQL, технологиями работы в интерактивных оболочках и средах для работы с SQL Server, объектными моделями для доступа к серверам баз данных MS SQL Server, MS Access, методами построения клиентских частей приложений. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.