Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | История отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_ИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 183 | 183 | 183 | 183 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» являются: – формирование комплексного представления студента о механизмах функционирования художественного произведения; – расширение и углубление исторических курсов искусствоведческой специальности; – изучение основной проблематики современной истории и теории искусства в контексте философских, эстетических подходов. Для достижения цели ставятся задачи: Освоить комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области искусствоведения; Изучить необходимые определения, термины, дефиниции; Исследовать принципы, теории, концепции, тенденции развития истории и теории искусства в контексте культурно-исторических эпох; Сформировать умения ведения дискуссии, аргументирования выработанных точек зрения по изучаемым проблемам; Выработать навыки самостоятельной работы по проблемам истории и теории искусства; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Способы, методы и средства поиска новых идей и подходов к изучаемым проблемам. Иметь представление о технологиях ведения дискуссий, семинаров, круглых столов. Русский язык в объёме, необходимом и достаточном для профессионального общения, написания научных статей, научных исследований, методической литературы. Обладать широким словарным запасом, достаточным для аналитической работы, проведения экскурсий, публичных лекций. Иностранный язык в объёме, необходимом и достаточном для чтения профессиональной литературы. Объём информации, достаточный для свободной ориентации в гуманитарных науках (история, литература, музыкальное и театральное искусство), социальных науках (социология, культура и искусство различных социальных, ментальных социумов), экономических науках. Ведущие отечественные и зарубежные теории, течения, тенденции в теории искусства и смежных направлениях. Современные научные стратегии и методологические принципы философов, культурологов, социологов и искусствоведов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Самостоятельно систематизировать изучаемый материал, и на этой основе выявлять перспективные направления дальнейшего развития проблематики. Находить наиболее существенные признаки изучаемого явления и осуществлять поиск расширения границ исследуемого материала. Вести дискуссию с привлечением разнообразной искусствоведческой, философской, социологической терминологии. Осуществлять экспертные работы в области архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выделять общее, единичное, особенное в теориях, концепциях авторов искусствоведческого направления. Самостоятельно исследовать произведение искусства с точки зрения принадлежности к тому или иному направлению. Аргументировать свою научную позицию на основе глубокого знания теории искусства. Подготовить и провести с максимальной результативностью научный семинар, конференцию. Выявить наиболее существенное в профессиональном общении коллег и применить это в научной практике. Подготовить и отредактировать научную работу уровня тезисов, статьи, курсовой, дипломной, магистерской работы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками обобщения, систематизации полученных знаний на уровне научного исследования. Работы с научной литературой по заданной проблеме и обобщения выводов с приращением знаний, умений. Навыками делового общения с коллегами. Навыками ораторской речи, ведения дискуссии с привлечением аргументации, лексики, содержания из смежных наук. Cпособностью ориентироваться в содержании общения на международных конференциях и иных форумах, проводимых на иностранном языке. Навыками искусствоведческой экспертизы, оформлением соответствующей документации. Навыками составления аналитических работ с привлечением соответствующих знаний, умений. Навыками анализа и обобщения ведущих теоретических разработок отечественных и зарубежных учёных. Методологией научного исследования в части аксиологии, культурно-исторической теории, системного подхода, семиотического подхода, культурологического подхода и иных методологических теорий, идей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА | ||||||
1.1. | Теория искусства как система общих и универсальных понятий, прилагаемых к искусству. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Теоретическое знание и его специфика | Сам. работа | 1 | 24 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Художественный образ | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Художественный образ | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Художественное восприятие | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Художественное восприятие | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Художественное восприятие | Сам. работа | 1 | 11 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Изобразительная деятельность | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л3.1 |
1.9. | Изобразительная деятельность | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.10. | Изобразительная деятельность | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.11. | Форма и содержание в изобразительном искусстве | Лекции | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.12. | Форма и содержание в изобразительном искусстве | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л3.1 |
1.13. | Пространство в изобразительном искусстве | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.14. | Пространство в изобразительном искусстве | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л3.1 |
1.15. | Пространство в изобразительном искусстве | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Содержательные компоненты художественного произведения | ||||||
2.1. | Время в искусстве | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Световые и цветовые отношения | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Световые и цветовые отношения | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Цветовые и тоновые отношения | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Содержание художественного произведения | Лекции | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Содержание художественного произведения | Практические | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.7. | Содержание художественного произведения | Сам. работа | 1 | 22 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
2.8. | Экзамен | 1 | 9 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сборник научных трудов. | Искусство и искусствоведение: теория и опыт: в поисках художественного образа: сборник научных трудов.: сборник научных трудов. | Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ванеян С.С. | Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие | М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская | Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография | Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л. И. Нехвядович | Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины | Изд-во АлтГУ,, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Междисциплинарные подходы в современной теории и истории искусства: проблемы подготовки магистров-искусствоведов | sibac.info | ||
Э2 | Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства | www.sgu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; -выполнение практических графических художественно-творческих работ; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |