МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 8 8 26 26
Практические 14 14 32 32 46 46
Сам. работа 76 76 41 41 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.иск., Л.И.Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор.иск., Л.И.Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение научно-методологического подхода к художественно-проектному творчеству

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-5 способность понимать современные проблемы в области технологии и художественного проектирования изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы отбора информационных технологий
основные категории проектной деятельности дизайнера
категории проектной деятельности дизайнера.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту
синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
научно обосновать свои предложения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования информационных технологий
приемами отбора оптимальной информации в практической деятельности
навыками реализации проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы дизайн-проектирования
1.1. Место дизайна в обществе, качество продукции и среды, удовлетворение эстетических и других потребностей, постановка и решение творческих задач в условиях дефицита ресурсов, проектирование лучшего будущего. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные термины и категории методологии дизайна Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Культура, искусственная среда, ремесло, искусство, техника, проектирование, конструирование, целесообразность, ценность, совершенство, прекрасное, красота, польза, прочность, долговечность, техническая эстетика, форма, содержание, макетирование, моделирование, тектоника и др. Методы, методика, методология. Понятие о методологии дизайн-проектирования. Лекции 1 6 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Проектная деятельность: Канонический тип деятельности («ремесленное проектирование»). Проектный тип деятельности и его отличие от канонического. Различие между проектированием и конструированием. «Чертежное проектирование» в отличие от «ремесленного проектирования»; «новые» методы проектирования в отличие от чертежного проектирования. Проектные подходы: технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный, дизайнерский. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе Сам. работа 1 76 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Проектная деятельность: Канонический тип деятельности («ремесленное проектирование»). Проектный тип деятельности и его отличие от канонического. Различие между проектированием и конструированием. «Чертежное проектирование» в отличие от «ремесленного проектирования»; «новые» методы проектирования в отличие от чертежного проектирования. Проектные подходы: технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный, дизайнерский. Практические 1 14 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Дизайн как проектная деятельность: Место дизайна в современном обществе, его отличие и сходство с наукой и искусством. Особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. Определения дизайна: Семинара в Брюгге, Конгресса ICSID, Большой советской энциклопедии, Вячеслава Глазычева, выдающихся дизайнеров. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, дизайн системных объектов, дизайн-программирование, тотальный дизайн, футуродизайн, нон-дизайн. Организационные формы дизайна: стафф и фриланс; договорные отношения Лекции 2 8 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе Сам. работа 2 23 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Дизайн как проектная деятельность: Место дизайна в современном обществе, его отличие и сходство с наукой и искусством. Особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. Определения дизайна: Семинара в Брюгге, Конгресса ICSID, Большой советской энциклопедии, Вячеслава Глазычева, выдающихся дизайнеров. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, дизайн системных объектов, дизайн-программирование, тотальный дизайн, футуродизайн, нон-дизайн. Организационные формы дизайна: стафф и фриланс; договорные отношения Практические 2 32 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Проработка конспекта лекций Сам. работа 2 18 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Зачет 2 0 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Экзамен 2 27 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет в форме тестирования и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.
Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к зачету и экзамену.
Зачет и экзамен должны начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает зачет и экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Зачет проводится в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре. Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение зачетного теста, — 40 минут. Результаты тестирования сообщаются студенту в день проведения зачета. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит тестирование повторно.
Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.