МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 135
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 8 8 26 26
Практические 14 14 32 32 46 46
Сам. работа 76 76 59 59 135 135
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.иск., Л.И.Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор.иск., Л.И.Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение научно-методологического подхода к художественно-проектному творчеству

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-5 способность понимать современные проблемы в области технологии и художественного проектирования изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы отбора информационных технологий
основные категории проектной деятельности дизайнера
категории проектной деятельности дизайнера.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту
синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
научно обосновать свои предложения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования информационных технологий
приемами отбора оптимальной информации в практической деятельности
навыками реализации проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы дизайн-проектирования
1.1. Место дизайна в обществе, качество продукции и среды, удовлетворение эстетических и других потребностей, постановка и решение творческих задач в условиях дефицита ресурсов, проектирование лучшего будущего. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные термины и категории методологии дизайна Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Культура, искусственная среда, ремесло, искусство, техника, проектирование, конструирование, целесообразность, ценность, совершенство, прекрасное, красота, польза, прочность, долговечность, техническая эстетика, форма, содержание, макетирование, моделирование, тектоника и др. Методы, методика, методология. Понятие о методологии дизайн-проектирования. Лекции 1 6 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Проектная деятельность: Канонический тип деятельности («ремесленное проектирование»). Проектный тип деятельности и его отличие от канонического. Различие между проектированием и конструированием. «Чертежное проектирование» в отличие от «ремесленного проектирования»; «новые» методы проектирования в отличие от чертежного проектирования. Проектные подходы: технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный, дизайнерский. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе Сам. работа 1 76 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Проектная деятельность: Канонический тип деятельности («ремесленное проектирование»). Проектный тип деятельности и его отличие от канонического. Различие между проектированием и конструированием. «Чертежное проектирование» в отличие от «ремесленного проектирования»; «новые» методы проектирования в отличие от чертежного проектирования. Проектные подходы: технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный, дизайнерский. Практические 1 14 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Дизайн как проектная деятельность: Место дизайна в современном обществе, его отличие и сходство с наукой и искусством. Особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. Определения дизайна: Семинара в Брюгге, Конгресса ICSID, Большой советской энциклопедии, Вячеслава Глазычева, выдающихся дизайнеров. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, дизайн системных объектов, дизайн-программирование, тотальный дизайн, футуродизайн, нон-дизайн. Организационные формы дизайна: стафф и фриланс; договорные отношения Лекции 2 8 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе Сам. работа 2 23 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Дизайн как проектная деятельность: Место дизайна в современном обществе, его отличие и сходство с наукой и искусством. Особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. Определения дизайна: Семинара в Брюгге, Конгресса ICSID, Большой советской энциклопедии, Вячеслава Глазычева, выдающихся дизайнеров. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, дизайн системных объектов, дизайн-программирование, тотальный дизайн, футуродизайн, нон-дизайн. Организационные формы дизайна: стафф и фриланс; договорные отношения Практические 2 32 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Проработка конспекта лекций Сам. работа 2 36 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Зачет 2 0 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Экзамен 2 9 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет в форме тестирования и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.
Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к зачету и экзамену.
Зачет и экзамен должны начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает зачет и экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Зачет проводится в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре. Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение зачетного теста, — 40 минут. Результаты тестирования сообщаются студенту в день проведения зачета. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит тестирование повторно.
Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.