МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 207
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 6 6 6 6 12 12
Сам. работа 124 124 83 83 207 207
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
д.иск., проф., С.М. Будкеев ;

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Психология профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов профессионального образования.
Задачи:
-составить представление о роли социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности;
-изучить психологические особенности различных возрастных групп и организации учебного процесса с ними;
-раскрыть условия развития личности студента; рассмотреть психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач, проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методологии научного творчества; возрастных особенностях становления личности; психологических аспектах профессионального обучения и воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать: методы психологии профессионального образования; основы психологии личности и социальной психологии; биологические и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения; психологические особенности юношеского возраста и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; психологические особенностях педагогической деятельности.
Уметь: использовать фундаментальные психологические знания в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в профессиональном образовании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования
1.1. Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Методы психологии профессионального образования Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Работа с лекционным материалом Сам. работа 2 32 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Неэкспериментальные и эспериментальные методы психологии. Психометрические и генетические методы. Практикум Практические 2 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Работа с лекционным материалом Сам. работа 2 32 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Возрастные особенности становления личности
2.1. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Защита мультимедийных презентаций Практические 2 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Разработка конспекта "Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах Э. Эриксона" Сам. работа 2 32 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологические аспекты профессионального становления. Психология профессионального самоопределения Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека: семинар-дискуссия Практические 2 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Разработка конспекта "Стадии профессионального становления по Е.А. Климову, Д. Сьюперу, Г. Хейвигхерсту" Сам. работа 2 28 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психологические аспекты развивающего профессионального образования
3.1. Профессиональное образование в современном обществе. Профессиональное развивающее образование Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка эссе "Основные психологические концепции и подходы к обучению" Сам. работа 3 32 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Психология профессионального обучения, воспитания и развития
4.1. Эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности, мотивация обучающихся профессиональной школы. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Формирование профессионального мышления специалиста. Психологические проблемы воспитания Практические 3 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка конспекта "Требования к специалисту с высшим образованием и особенности" развития личности студента Сам. работа 3 29 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы
5.1. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы. Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие Лекции 3 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Практикум по психологии профессионального образования Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, задачи, методология и методы профессионального образования.
2. Деятельность обучающихся и её психологические особенности.
3. Основные виды деятельности студентов.
4. Профессиональная направленность учащихся и её формирование.
5. Развитие профессионально обусловленных познавательных процессов у студентов.
6. Система профессионально необходимых знаний, умений, навыков студентов.
7. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности.
8. История развития психологии профессионального образования в России и за рубежом.
9. Возрастные особенности становления личности.
10. Психологические особенности учащихся профессиональной школы
11. Особенности учебно-профессиональной деятельности.
12. Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания.
13. Профессионально-педагогические компетенции.
14. Профессиональные знания, умения, навыки: содержание и этапы их формирования.
15. Цели и задачи профессионального образования в современных условиях.
16. Понятие профессиограммы, её структура и принципы формирования.
17. Проблемное поле психологии профессионального образования.
18. Характеристика организации учебной деятельности разных возрастных категорий учащихся.
19. Возрастные особенности становления личности.
20. Стадии профессионального становления личности в трактовке отечественных и зарубежных учёных.
21. Психологические основы периодизации становления личности.
22. Содержание принципов профессионального обучения.
23. Сущность воспитательной и образовательной среды по Л.С. Выготскому.
24. Приёмы, методы и средства оптимального педагогического общения.
25. Педагогические технологии профессионального образования
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Феноменология становления личности
2. Психологи-педагогические основы профессионального образования.
3. Возрастные особенности становления личности.
4. Формирование знаний в процессе профессионального обучения.
5. Формирование трудовых навыков.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ЭКЗАМЕН

«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие КемГУ// ЭБС Лань, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. Психология и педагогика: учебное пособие Пенза : ПензГТУ, ЭБС Лань, 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Фархитдинова, О.М. Психология и пегагогика: учебное пособие Екатеринбург : УрФУ, ЭБС Лань, 2015 https://e.lanbook.com/book/98538.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования de.ifmo.ru
Э2 Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс www.e-college.ru
Э3 Основы профессионального образования imp.rudn.ru
Э4 Федеральные государственные образовательные стандарты mon.gov.ru
Э5 Электронный музей профессий profvibor.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса «Психология профессионального образования» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение закономерностей психического развития, факторов, способствующих личностному росту, основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
3. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Психология профессионального образования»
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина «Психология профессионального образования» обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.