Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 | 12 | 12 |
Сам. работа | 124 | 124 | 83 | 83 | 207 | 207 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева
1.1. | Цель преподавания дисциплины - формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов профессионального образования. Задачи: -составить представление о роли социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности; -изучить психологические особенности различных возрастных групп и организации учебного процесса с ними; -раскрыть условия развития личности студента; рассмотреть психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач, проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности |
ПК-13 | готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о методологии научного творчества; возрастных особенностях становления личности; психологических аспектах профессионального обучения и воспитания. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: методы психологии профессионального образования; основы психологии личности и социальной психологии; биологические и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения; психологические особенности юношеского возраста и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; психологические особенностях педагогической деятельности. Уметь: использовать фундаментальные психологические знания в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в профессиональном образовании |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования | ||||||
1.1. | Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Методы психологии профессионального образования | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Работа с лекционным материалом | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Неэкспериментальные и эспериментальные методы психологии. Психометрические и генетические методы. Практикум | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Работа с лекционным материалом | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Возрастные особенности становления личности | ||||||
2.1. | Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Защита мультимедийных презентаций | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Разработка конспекта "Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах Э. Эриксона" | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Психологические аспекты профессионального становления. Психология профессионального самоопределения | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека: семинар-дискуссия | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Разработка конспекта "Стадии профессионального становления по Е.А. Климову, Д. Сьюперу, Г. Хейвигхерсту" | Сам. работа | 2 | 28 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Зачет | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Психологические аспекты развивающего профессионального образования | ||||||
3.1. | Профессиональное образование в современном обществе. Профессиональное развивающее образование | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Подготовка эссе "Основные психологические концепции и подходы к обучению" | Сам. работа | 3 | 32 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Психология профессионального обучения, воспитания и развития | ||||||
4.1. | Эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности, мотивация обучающихся профессиональной школы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Формирование профессионального мышления специалиста. Психологические проблемы воспитания | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Подготовка конспекта "Требования к специалисту с высшим образованием и особенности" развития личности студента | Сам. работа | 3 | 29 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы | ||||||
5.1. | Психологические особенности личности педагога профессиональной школы. Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие | Лекции | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Практикум по психологии профессионального образования | Сам. работа | 3 | 22 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предмет, задачи, методология и методы профессионального образования. 2. Деятельность обучающихся и её психологические особенности. 3. Основные виды деятельности студентов. 4. Профессиональная направленность учащихся и её формирование. 5. Развитие профессионально обусловленных познавательных процессов у студентов. 6. Система профессионально необходимых знаний, умений, навыков студентов. 7. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности. 8. История развития психологии профессионального образования в России и за рубежом. 9. Возрастные особенности становления личности. 10. Психологические особенности учащихся профессиональной школы 11. Особенности учебно-профессиональной деятельности. 12. Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания. 13. Профессионально-педагогические компетенции. 14. Профессиональные знания, умения, навыки: содержание и этапы их формирования. 15. Цели и задачи профессионального образования в современных условиях. 16. Понятие профессиограммы, её структура и принципы формирования. 17. Проблемное поле психологии профессионального образования. 18. Характеристика организации учебной деятельности разных возрастных категорий учащихся. 19. Возрастные особенности становления личности. 20. Стадии профессионального становления личности в трактовке отечественных и зарубежных учёных. 21. Психологические основы периодизации становления личности. 22. Содержание принципов профессионального обучения. 23. Сущность воспитательной и образовательной среды по Л.С. Выготскому. 24. Приёмы, методы и средства оптимального педагогического общения. 25. Педагогические технологии профессионального образования |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Феноменология становления личности 2. Психологи-педагогические основы профессионального образования. 3. Возрастные особенности становления личности. 4. Формирование знаний в процессе профессионального обучения. 5. Формирование трудовых навыков. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ЭКЗАМЕН «1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме. «2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно; «3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить; «4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ; «5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова | Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие | КемГУ// ЭБС Лань, 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. | Психология и педагогика: учебное пособие | Пенза : ПензГТУ, ЭБС Лань, 2012 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Фархитдинова, О.М. | Психология и пегагогика: учебное пособие | Екатеринбург : УрФУ, ЭБС Лань, 2015 | https://e.lanbook.com/book/98538. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко | Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие | Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования | de.ifmo.ru | ||
Э2 | Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс | www.e-college.ru | ||
Э3 | Основы профессионального образования | imp.rudn.ru | ||
Э4 | Федеральные государственные образовательные стандарты | mon.gov.ru | ||
Э5 | Электронный музей профессий | profvibor.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса «Психология профессионального образования» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение закономерностей психического развития, факторов, способствующих личностному росту, основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки; 3. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Психология профессионального образования» Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина «Психология профессионального образования» обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |