МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 36 12 36
Практические 4 54 4 54
Сам. работа 88 83 88 83
Часы на контроль 4 27 4 27
Итого 108 200 108 200

Программу составил(и):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-4 Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
ПК-5 Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемно-пространственном дизайне
дизайн-проектирование в ХХI веке. Базовые категории дизайна. Содержание процесса дизайн-проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.охарактеризовать специфику дизайнерской деятельности; грамотно излагать ее теоретические основы, различать отдельные виды дизайна;
использовать методы исследования структуры проблемы и расширения смыслового контекста объекта проектирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с инструментами и оборудованием, применяемыми при разработке различных проектных решений в графическом дизайне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
1.1. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху Лекции 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурно­пространственной среды: ордерная система культового зодчества, общественная и жилая архитектура. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Подготовка конспекта:Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды.Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Проанализировать процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.10. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Лекции 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.11. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.12. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.13. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
2.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Лекции 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Первые теории дизайна. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Составление конспекта:Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования.Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса.Создание и практика Веркбунда. Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
3.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Лекции 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Подготовка конспекта:Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства Лекции 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Практические 3 8 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.10. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
4.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Лекции 3 6 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 3 22 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Дизайн Скандинавских стран Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Подготовка к практическому занятию Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Дизайн США во второй половине ХХ века Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.7. Феномен японского дизайна Сам. работа 3 22 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.8. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Практические 3 6 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.9. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Теоретические основания дизайна
5.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта Лекции 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 3 6 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 3 4 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.7. Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 3 5 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.8. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.9. Экзамен 3 27 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.2 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна stvservice.ru
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э5 Теория и история дизайна design-theory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.
Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к экзамену.
Текущая аттестация студентов проводиться в форме тестирования. Тестирование проводится с помощью тестов в бумажном варианте. На тестирование отводится 30 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 10 вопросов. За более 50 % правильных ответов, текущая аттестация считается пройдённой.
Экзамен должны начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.