Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_ДПИиД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 36 | 12 | 36 |
Практические | 4 | 54 | 4 | 54 |
Сам. работа | 88 | 83 | 88 | 83 |
Часы на контроль | 4 | 27 | 4 | 27 |
Итого | 108 | 200 | 108 | 200 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-1 | Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам |
ПК-4 | Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности |
ПК-5 | Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемно-пространственном дизайне дизайн-проектирование в ХХI веке. Базовые категории дизайна. Содержание процесса дизайн-проектирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | охарактеризовать специфику дизайнерской деятельности; грамотно излагать ее теоретические основы, различать отдельные виды дизайна; использовать методы исследования структуры проблемы и расширения смыслового контекста объекта проектирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с инструментами и оборудованием, применяемыми при разработке различных проектных решений в графическом дизайне. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | ||||||
1.1. | История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурнопространственной среды: ордерная система культового зодчества, общественная и жилая архитектура. | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Подготовка конспекта:Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды.Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Духовно-материальная культура эпохи Средневековья | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Проанализировать процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.10. | Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.12. | Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв. | ||||||
2.1. | Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Первые теории дизайна. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Составление конспекта:Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования.Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса.Создание и практика Веркбунда. | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Развитие дизайна в первой половине ХХ века | ||||||
3.1. | Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Подготовка конспекта:Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Наследие Баухауза и современный дизайн | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.5. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.6. | Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.7. | Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.8. | Основные направления развития европейского и американского дизайна | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.9. | Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко | Практические | 3 | 8 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.10. | Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв. | ||||||
4.1. | Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности | Лекции | 3 | 6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Дизайн в странах Западной Европы. | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). | Сам. работа | 3 | 22 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Дизайн Скандинавских стран | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.5. | Подготовка к практическому занятию | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.6. | Дизайн США во второй половине ХХ века | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.7. | Феномен японского дизайна | Сам. работа | 3 | 22 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.8. | Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе | Практические | 3 | 6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
4.9. | Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Теоретические основания дизайна | ||||||
5.1. | Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. | Сам. работа | 3 | 6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.4. | Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.5. | Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века | Сам. работа | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.6. | Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.7. | Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века | Сам. работа | 3 | 5 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.8. | Современные формы дизайнерской деятельности | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.9. | Экзамен | 3 | 27 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сложеникина, Н.С. | Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Костина, Н.Г. | Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие | Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 | https://e.lanbook.com/book/93556. |
Л2.2 | Захарченко, Т.Ю. | История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Жданова, Н.С. | Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория и история дизайна | lib.vvsu.ru | ||
Э2 | Теория и история дизайна | stvservice.ru | ||
Э3 | Теория и история дизайна | rosdesign.com | ||
Э4 | Теория и история дизайна | design-theory.ru | ||
Э5 | Теория и история дизайна | design-theory.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к экзамену. Текущая аттестация студентов проводиться в форме тестирования. Тестирование проводится с помощью тестов в бумажном варианте. На тестирование отводится 30 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 10 вопросов. За более 50 % правильных ответов, текущая аттестация считается пройдённой. Экзамен должны начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки. Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно. |