МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные базы данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 225
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 8 8 0 0 14 14
Практические 8 8 12 12 12 12 32 32
Сам. работа 54 54 84 84 87 87 225 225
Часы на контроль 4 4 4 4 9 9 17 17
Итого 72 72 108 108 108 108 288 288

Программу составил(и):
д.иск., проф., Крейдун Ю.А.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные базы данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Компьютерные базы данных» являются: формирование знаний и навыков в области создания и эксплуатации баз данных, работы с системами управления базами данных, решения прикладных задач сбора, хранения, представления и обработки информа¬ции на высоком техническом уровне.
Задачей изучения дисциплины является научить студентов квалифицированно использовать возможности баз данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о проблемах и задачах, связанные с проблематикой курса, методы реализации прикладных систем на основе баз данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать модели данных (реляционную и объектную), принципы проектирования баз данных, принципы построения активных СУБД, основные команды языка запросов SQL.
Уметь проектировать реляционную и объектную базу данных для любой прикладной области, создавать базу данных средствами СУБД, составлять запросы на языке SQL.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методологией построения баз данных и навыками решения практических задач представления и обработки данных с использованием СУБД.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Электронные базы данных
1.1. Информация. Свойства информации. Виды информации. Дезинформация. Данные. Знание. Информационная среда и сфера. Информационные технологии в науке и образовании. Лекции 2 6 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Информационные системы (ИС). Классификация ИС. Жизненный цикл ИС. Примеры ИС. Сам. работа 2 22 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Распределенные базы данных (БД) и банки данных Практические 2 8 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Проектирование БД. Основные этапы проектирования. Стадии разработки приложений. Сам. работа 2 32 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Телекоммуникации. Типы, линии, каналы связей. Лекции 3 8 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Интернет. Услуги сети Интернет. Технологии проектирования Интернет-приложений. Сам. работа 3 41 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Методы оптимизации Практические 3 12 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Условная и безусловная оптимизация. Линейные и нелинейные задачи. Сам. работа 3 43 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Представление научной информации в графическом виде Практические 4 8 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Фильтрация и обработка изображений. Сам. работа 4 40 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Создание каталога выставки в базе данных Практические 4 4 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.12. Продолжение работы Сам. работа 4 47 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.13. Зачет Зачет 3 4 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.14. Экзамен Экзамен 4 9 ПК-31, ПК-36 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Не предсмотрены
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS3: Учебное пособие "ДМК Пресс"//"ЭБС Лань", 2009 e.lanbook.com
Л1.2 Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Информационные технологии (IT).[Электронный ресурс]. URL: http://itru.info/
Э2 Ссылка на on-line-книгу: Проектирование автоматизированных информационных систем.[Электронный ресурс]. URL: http://sheiko28.narod2.ru/Knigil_po_programmiroapniyu/sheiko28/
Э3 Ссылка на лекции по информационным системам. [Электронный ресурс]. URL: http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э4 Сайт «Введение в Интернет». [Электронный ресурс]. URL: http://osnet.narod.ru/index.htm
Э5 Ссылка на on-line-статью: Компьютерные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: http://osnet.narod.ru/src/1.htm
Э6 Ссылка на on-line-книгу: Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие.[Электронный ресурс]. URL: http://cie.ifmo.ru/doc/access_p1.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.