Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.04.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 54_04_03_ХПК-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностями данного процесса в ХХI веке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-8 | способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные тенденции, достижения и научно-технических проблемы в области дизайна; - роль и место современного дизайна в организации жизненного пространства; - основные тенденции в области выбора и применения высокотехнологичных материалов для дизайн-проектирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать современные тенденции дизайна при реализации творческих замыслов; - уметь на практике находить правильные стилистические гармонически выдержанные решения; - применять новые инновационные подходы и материалы в дизайн-проектировании; - учитывать основные модные тенденции в области современного дизайна. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - практическими навыками применение традиционных и креативных методик дизайн-проектирования; - правильно классифицировать виды стилевых форм проектирования в области современного дизайна |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Основные понятия и виды дизайна как творческой практики. Предмет, задачи и структура курса. Историография курса и источники. Требования к итоговой аттестации. | Лекции | 2 | 4 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Дизайн в системе предметного художественного творчества | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | ||||||
2.1. | Особенности ремесел в древнем Египте | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Предметный мир в эпоху Античности | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Ремесленное производство в Средневековой Европе | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Синтез художественной и инженерной мысли предметной среды эпохи Возрождения | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Особенности организации производства в Европе Нового времени | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Ремесла и декоративно-прикладное искусство России 10-18 вв. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Костюм XIII-XIX вв.:зарождение и дальнейшее развитие моды в Западной Европе на протяжении XIII-XIX вв. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Становление дизайна как универсальной творческой практики в индустриальном обществе ХIХ –ХХ вв. | ||||||
3.1. | Роль примышленного «бума» ХIХ века в формировании технической эстетики, как самостоятельного вида творческой практики | Лекции | 2 | 4 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Промышленные выставки и система художественно-промышленного образования в России ХIХ – нач. ХХ веков. Значение промышленных выставок в Европе XIX века в развитии дизайна | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Прдготовка к практическому занятию | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Ч.-Ф.Ворт. Синдикат высокой моды. Дома высокой моды конца XIX в. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Первые промышленные художники и вопросы формообразования в промышленном производстве. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Идеи реформы костюма конца XIX - начала ХХ веков | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Развитие дизайна в ХХ веке | ||||||
4.1. | Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века | Практические | 2 | 8 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Дизайн костюма 1910х гг. Русские сезоны в Париже С.Дягилева. «Русский стиль» в творчестве кутюрье. Сотрудничество с театром. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Становление промышленного дизайна в США. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Учреждения специализированных учебных заведений для подготовки художественных кадров в индустрии | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Дизайн в странах Западной Европы. | Практические | 2 | 4 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направления. Стиль «Оливетти» | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Дизайн Скандинавских стран | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Дизайн США во второй половине ХХ века | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.10. | Формирование школы отечественного дизайна в СССР 1960-1980-х гг. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.11. | Альтернативный дизайн в 1970-е годы | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.12. | Дизайн постиндустриального общества | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.13. | Технические достижения и дизайн второй половины XX века | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.14. | Феномен японского дизайна | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.15. | Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.16. | Дизайн социалистических стран Восточной Европы | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.17. | Современные формы дизайнерской деятельности | Практические | 2 | 8 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.18. | Исследования дизайна как области творческой деятельности в ХХ веке | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.19. | Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.20. | Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.21. | Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.22. | Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века | Практические | 2 | 8 | ПК-8 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сложеникина, Н.С. | Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Костина, Н.Г. | Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие | Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 | https://e.lanbook.com/book/93556. |
Л2.2 | Захарченко, Т.Ю. | История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Жданова, Н.С. | Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория и история дизайна | lib.vvsu.ru | ||
Э2 | Теория и история дизайна | stvservice.ru | ||
Э3 | Теория и история дизайна | rosdesign.com | ||
Э4 | Теория и история дизайна | design-theory.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации: а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями; б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. |