МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн XXI века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_04_03_МиБ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л.Усанова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Дизайн XXI века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 N 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностями данного процесса в ХХI веке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные тенденции, достижения и научно-технических проблемы в области дизайна;
- роль и место современного дизайна в организации жизненного пространства;
- основные тенденции в области выбора и применения высокотехнологичных материалов для дизайн-проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные тенденции дизайна при реализации творческих замыслов;
- уметь на практике находить правильные стилистические гармонически выдержанные решения;
- применять новые инновационные подходы и материалы в дизайн-проектировании;
- учитывать основные модные тенденции в области современного дизайна.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими навыками применение традиционных и креативных методик дизайн-проектирования;
- правильно классифицировать виды стилевых форм проектирования в области современного дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные понятия и виды дизайна как творческой практики. Предмет, задачи и структура курса. Историография курса и источники. Требования к итоговой аттестации. Лекции 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Дизайн в системе предметного художественного творчества Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. Особенности ремесел в древнем Египте Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Предметный мир в эпоху Античности Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Ремесленное производство в Средневековой Европе Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Синтез художественной и инженерной мысли предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Особенности организации производства в Европе Нового времени Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Ремесла и декоративно-прикладное искусство России 10-18 вв. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Костюм XIII-XIX вв.:зарождение и дальнейшее развитие моды в Западной Европе на протяжении XIII-XIX вв. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Становление дизайна как универсальной творческой практики в индустриальном обществе ХIХ –ХХ вв.
3.1. Роль примышленного «бума» ХIХ века в формировании технической эстетики, как самостоятельного вида творческой практики Лекции 2 4 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Промышленные выставки и система художественно-промышленного образования в России ХIХ – нач. ХХ веков. Значение промышленных выставок в Европе XIX века в развитии дизайна Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Прдготовка к практическому занятию Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Ч.-Ф.Ворт. Синдикат высокой моды. Дома высокой моды конца XIX в. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Первые промышленные художники и вопросы формообразования в промышленном производстве. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Идеи реформы костюма конца XIX - начала ХХ веков Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна в ХХ веке
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Практические 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Дизайн костюма 1910­х гг. Русские сезоны в Париже С.Дягилева. «Русский стиль» в творчестве кутюрье. Сотрудничество с театром. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Становление промышленного дизайна в США. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Учреждения специализированных учебных заведений для подготовки художественных кадров в индустрии Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.7. Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направления. Стиль «Оливетти» Сам. работа 2 12 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.8. Дизайн Скандинавских стран Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.9. Дизайн США во второй половине ХХ века Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.10. Формирование школы отечественного дизайна в СССР 1960-1980-х гг. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.11. Альтернативный дизайн в 1970-е годы Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.12. Дизайн постиндустриального общества Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.13. Технические достижения и дизайн второй половины XX века Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.14. Феномен японского дизайна Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.15. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.16. Дизайн социалистических стран Восточной Европы Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.17. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 2 8 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.18. Исследования дизайна как области творческой деятельности в ХХ веке Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.19. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Сам. работа 2 2 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.20. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Сам. работа 2 5 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.21. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 2 5 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.22. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Практические 2 8 ПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.2 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна stvservice.ru
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.