МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., доц., А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование основополагающих знаний и умений в области проектно-художественной деятельности, развитие профессиональных навыков в художественном творчестве на основе изучения теории и истории дизайна.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-11 способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины дизайна;
основные характерные черты различных периодов развития дизайна;
основных представителей и современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения полученных знаний и навыков в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предметный мир Античности
1.1. Периодизация истории и искусства государств Античного мира Лекции 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Развитие технологий в средневековой Европе. Эпоха Возрождения
2.1. Материальная культура средневековой Европы Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Развитие технологий и ремесел в России
3.1. Периодизация культуры и искусства Древней Руси Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Различные виды ремесел и формы предприятий в России в XVIII-XIX вв. Сам. работа 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Европа в Новое время
4.1. Периодизация культуры и искусства Западной Европы Нового времени Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX веков Сам. работа 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Ремесло и промышленность в XIX веке. Первые теоретики дизайна
5.1. Художественно-промышленные компании У. Морриса Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Концепции промышленного искусства в творчестве Д. Рёскина, Г. Земпера, Ф. Рело Сам. работа 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Возникновения стиля модерн
6.1. Период модерна в культуре и искусстве Западной Европы Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.2. Особенности проявления модерна в странах западной Европы в конце XIX начале XX вв. Сам. работа 3 6 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Период модерна в культуре и искусстве России
7.1. Ведущие архитекторы и художники стиля модерн в России Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
7.2. Санкт-Петербургская и Московская школы модерна Сам. работа 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Условия появления и становления дизайна
8.1. Всемирные промышленные выставки XIX - начала XX века Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Стилевые направления в индустриальном формообразовании
9.1. Германский художественно-промышленный союз и его история Сам. работа 3 6 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.2. Деятельность Германа Мутезиуса и Людвига Мисс Ван дер Роэ Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Развитие дизайна в ХХ веке
10.1. Хронология развития дизайна в первой половине XX века Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Первые школы дизайна
11.1. Баухауз – первая школа промышленного проектирования Сам. работа 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.2. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.3. Ведущие дизайнеры и архитекторы – Фрэнк Ллойд Райт, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 12. Особенности развития советского дизайна довоенного периода
12.1. Влияние русского авангардного искусства на становление дизайна Лекции 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
12.2. Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве Сам. работа 3 6 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 13. Дизайн 1920 – 1940-х гг.
13.1. Предвоенный дизайн 1930 – 1940-х гг. в Европе Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 14. Развитие дизайна в Америке после второй мировой войны
14.1. Особенности развития дизайна после второй мировой войны и проблема экономии ресурсов Сам. работа 3 18 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 15. Послевоенный дизайн в Европе
15.1. Особенности финского, шведского и датского дизайна Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
15.2. Итальянская линия в дизайне, понимание дизайна как части культуры. Стиль «Оливетти» Сам. работа 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 16. Дизайн стран Востока
16.1. Феномен японского дизайна Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 17. Поиски и эксперименты в дизайне 1960 – 1970-х гг.
17.1. Влияние актуальных художественных течений в станковом искусстве на эволюцию в дизайне Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
17.2. Стримлайн. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 18. Дизайн постиндустриального общества
18.1. Массовая культура и промышленное производство Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
18.2. Постмодерн. Арт-дизайн. 1980-е г. – десятилетие дизайна Практические 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 19. Теоретические концепции дизайна в СССР 1960 – 1980-х гг.
19.1. Основные направления Советского дизайна во второй половине XX века Сам. работа 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 20. Дизайн в XXI веке
20.1. Основные виды современного дизайнерского творчества Практические 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
20.2. Зачёт по дисциплине Зачет 3 4 ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.2 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.