МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 2 6 2
Практические 12 6 12 6
Сам. работа 90 96 90 96
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение знаниями в области профессионального использования современных информационных технологий при подготовке специалиста для сбора, обработки и анализа информации, а также для принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-5 Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-политической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ОПК-7 Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
ПК-4 Способен участвовать в разработке аналитических материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль и место информатизации образования в информационном обществе;
основные нормативные и рекомендательные документы, связанные с развитием отечественного образования, его информатизацией;
принципы создания современной информационной образовательной среды;
дидактические возможности средств информационных и коммуникационных технологий;
подходы отбора и применения средств ИКТ для достижения планируемых образовательных результатов;
перспективные направления исследований в области информатизации образования, разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать возможности новой информационной образовательной среды для реализации личностно ориентированной модели обучения;
проектировать образовательный процесс с использованием средств ИКТ, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в образовательный процесс;
организовать образовательный процесс и производственный процесс с эффективным использованием средств ИКТ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с типовыми современными средствами ИКТ, используемыми в профессиональной деятельности;
анализа педагогической целесообразности применения средств ИКТ в образовательных целях;
методических приемов использования средств ИКТ в образовательном процессе;
самообразования в области педагогической деятельности, повышения квалификации с использованием средств информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные процессы в сфере профессионального обучения туризму.
1.1. Особенность информационных процессов в сфере профессионального обучения туризму. Потребители информационной продукции в туризме. Необходимость создания единой информационной сферы туристической информации. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Цели и задачи автоматизированных информационных технологий в управлении. Важнейшие направления использования современных компьютерных технологий в сфере профессионального обучения туризму. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Структура и классификация современных информационных технологий в сфере туризма. Специфика реализации системы информационных технологий в сфере профессионального обучения туризму в условиях российского рынка туристических услуг. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, технологий и систем. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.5. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в сфере профессионального обучения туризму. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.6. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий и коммуникаций в сфере профессионального обучения туризму. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные направления развития в сфере туризма с применением информационных технологий. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.8. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта с использованием Интернет. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.9. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.10. Глобальные формы реализации систем бронирования и резервирования в сфере профессионального обучения туризму. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.11. Необходимость глобализации систем бронирования и резервирования мест в туристическом бизнесе GDS (Global Distribution System). Принципы построения и основные возможности систем бронирования и резервирования. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.12. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) и др. Технологические аспекты подключения к глобальным системам бронирования и резервирования. Практические 8 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Специфика реализации системы GDS в условиях российского рынка туристических услуг. Основные направления развития систем бронирования и резервирования. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Системы информационных технологий в сфере профессионального обучения туризму
2.1. Российские системы бронирования и резервирования в турбизнесе в сфере профессионального обучения туризму. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Программные комплексы «Туристический офис», Ключ, Туринтел, Туррезерв, «Continent-ANT», «TurWin». Рекламный рынок в интернете в сфере туризма. Основные тренды в развитии сайтов, их аналитика. Влияние соцсетей на информационно-коммуникационные технологии в сфере туризма Практические 8 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Специализированные информационные системы, обеспечивающие сбор, передачу, обработку актуальной информации, необходимой для принятия управленческих решений. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Динамика потребителей программных продуктов в России и СНГ Само-тур, Само-турагент, Мастер-Тур, Мастер-Агент, Моидокументы-Туризм, Туристический офис, Мои туристы (MoiTuristy.ru), 1С: Турагентство, TourManager, ERP.travel, U-ON.Travel, TurWin. Практические 8 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Преимущества систем автоматизации в сфере профессионального обучения туризму. Развитие систем автоматизации турфирм в России и Алтайском крае. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Ситуация в мире и России по GDS/ ADS в гостиницах. Особенности развития GDS в России. Программные комплексы автоматизации гостиницы. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Комплексная система автоматизации гостиниц в России. Ситуация с информационными программными комплексами автоматизации гостиниц в Алтайском крае и Барнауле. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Типы информационных систем менеджмента, применяемые в туризме. Оценка преимуществ и недостатков специализированных пакетов прикладных программ для сферы туризма. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
2.9. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) и др. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.10. Системы автоматизации в ресторанном бизнесе в мире. Особенности становление ресторанного бизнеса и систем автоматизации в России. Основные задачи автоматизации ресторанов. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Бухгалтерские информационные технологии в туризме. Практические 8 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Специфика и особенности информационно-поисковых систем в мире, России. Основные тренды развития интернет-технологий в 2017-2018 году в сфере профессионального обучения туризму Практические 8 1 Л1.1, Л2.1
2.13. Защита проектов по информационным технологиям в сфере профессионального обучения Практические 8 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line;
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ.
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу, отражающую многообразие профессиональной деятельности и особенностей взаимоотношений в трудовом коллективе и в системе «начальник-подчиненный», использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании профессиональных ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание особенностей профессиональной деятельности.
4. Выполнение практических заданий является обязательным для всех участников группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестировании.
Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала в форме творческого подхода к решению поставленной преподавателем задачи. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.
Подготовка письменной работы.
При подготовке письменной работы обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель выполнения письменной работы – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить
материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.
Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.
Подготовка к зачету
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в форме зачета. К зачету по дисциплине допускается в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Зачет принимает лектор. Оценка знаний студента на зачете носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на зачете;
-учебными достижениями в семестровый период.