Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины – дать студентам представление о социологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине. Задачи изучения дисциплины: а) познакомить с основными социологическими теориями, направлениями и методами изучения журналистской деятельности; б) научить практическому применению социологических методик в эмпирических исследованиях СМИ и журналистском творчестве; в) содействовать формированию социологического мышления как важной составляющей профессиональной культуры журналиста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-6 | способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ |
ОПК-9 | способность базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним |
ОПК-10 | способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия,. научиться социологическому мышлению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений и исследования общественного мнения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология журналистики как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Сходство и различие социологии и журналистики. Специфика социологического мышления. Социология журналистики в системе социогуманитарного знания. Объект и предмет социологии журналистики. Теоретический и эмпирический уровни социологии журналистики. Функции социологии журналистики. Возникновение и пути развития социологии журналистики. Основные направления социологических исследований СМИ: 1) исследование аудитории; 2) исследование воздействия СМИ на аудиторию, 3) исследование содержания СМИ, 4) исследование коммуникатора. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Социология журналистики как научная дисциплина. Основные направления социологических исследований СМИ: 1) исследование аудитории; 2) исследование воздействия СМИ на аудиторию, 3) исследование содержания СМИ, 4) исследование коммуникатора. | Практические | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Возникновение и пути развития социологии журналистики: научные, идеологические и экономические предпосылки ее формирования; становление и динамика развития западной социологии журналистики; отечественная традиция исследований СМИ. Основные направления социологических исследований СМИ. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Журналистика как социальный институт общества | ||||||
2.1. | Социальная система и коммуникация. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как участники информационного взаимодействия. Социальные функции средств массовой информации. Журналистика и демократия. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Изменение роли аудитории в процессе демократизации общества: от объекта воздействия до участника информационного обмена. Социальные эффекты деятельности СМИ на социетальном, групповом и индивидуальном уровнях. | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Социологическое исследование СМИ: проектирование и организация | ||||||
3.1. | Эмпирическое социологическое исследование как процесс сбора, обработки и анализа социальных фактов. Виды социологических исследований. Программа социологического исследования (предназначение, содержание и структура). | Лекции | 7 | 4 | ОПК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные пункты программы количественного исследования: 1) определение проблемной ситуации, обоснование ее актуальности; 2) анализ степени изученности проблемы; 3) выделение объекта и предмета исследования; 4) формулировка целей и задач исследования; 5) уточнение и интерпретация основных понятий в контексте избранной парадигмы; 6) предварительный системный анализ объекта исследования; 7) выбор стратегического плана исследования; 8) выдвижение рабочих гипотез; 9) определение методов исследования; 10) обоснование выборки исследования; 11) разработка первичного инструментария исследования; 11) определение методов обработки и анализа данных. | Практические | 7 | 8 | ОПК-6, ОПК-9 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Характеристика рабочего плана теоретико-прикладного исследования. Особенности проектирования и организации практически-прикладного исследования. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Количественные методы в социологии журналистики | ||||||
4.1. | Метод социологического наблюдения: специфика, виды, достоинства и ограничения. Возможности применения наблюдения в исследованиях СМИ и журналистской деятельности. Контент-анализ как метод анализа медиатекста. Разработка классификатора контент-анализа. «Плюсы» и «минусы» контент-анализа. Возможные направления контент-анализа СМИ. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Опросные методы исследования СМИ. Анкетирование и стандартизованное интервью. Опросы общественного мнения. Экспертный опрос. Эксперимент как метод изучения медиавоздействия: логика, требования, виды и модели. Проблема валидности эксперимента. Экспериментальные исследования в сфере массовой коммуникации. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Метод социологического наблюдения. Контент-анализ как метод анализа медиатекста. Опросные методы исследования СМИ. Эксперимент как метод изучения медиавоздействия. Тестирование в исследованиях аудитории. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Качественные методы в социологии журналистики | ||||||
5.1. | Общая характеристика качественной методологии, сфера ее применения в социологии и журналистике. Основные тактики качественного исследования: case stady, этнографическое исследование, историческое исследование, история жизни, история семьи, восхождение к теории. Методы сбора информации в качественном исследовании: наблюдение, глубинное интервью, фокус-группа, анализ личных документов. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-6, ОПК-9 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Специфика глубинного интервью и его виды. Составление путеводителя интервью. Влияние интервьюера. Самоограничения интервьюера. Фокус-группы и их применение в сфере СМИ. Организация и проведение фокус-групп, основные техники фокус-группового интервью. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Фокус-группа, ее организация и проведение. Различные подходы к проведению фокус-групп; основные техники. Требования к модератору фокус-группы. Работа с «проблемными» респондентами. Оформление результатов фокус-группы. Возможности использования фокус-групп в маркетинговых исследованиях СМИ. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Социологические исследования аудитории и эффектов воздействия СМИ | ||||||
6.1. | Понятие «массовой аудитории» и ее признаки. Потенциальная, реальная и целевая аудитория. Необходимость социологических исследований аудитории СМИ. Количественные и качественные характеристики аудитории. Построение типологий аудитории. Аудиториометрия. Специфика аудиторий печатных и электронных СМИ. Методы измерения и исследования аудитории СМИ: телефонные опросы, дневниковая панель, «people meter», фокус-группы, анкетирование, тестирование. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-9 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Типология эффектов СМИ. Методология исследования восприятия и интерпретации сообщений СМИ аудиторией. Направления и методы изучения воздействия СМИ на сознание и поведение аудитории. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Основные параметры аудитории телеканала. Методы измерения и исследования аудитории СМИ: телефонные опросы, дневниковая панель, «people meter», фокус-группы, анкетирование, тестирование. Исследовательские кампании, проводящие замеры аудитории. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Социологические исследования сообщений СМИ | ||||||
7.1. | Метод контент-анализа СМИ. Дискурс-анализ медиатекстов. Интенциональный анализ текстов СМИ. Семиологический анализ текстов СМИ. Экспертная оценка содержания СМИ. | Практические | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Специфика контент-анализа печати, радио, телевидения, Интернета, рекламы и фотографии. Контент-аналитическое исследование откликов аудитории. Семиологический анализ текстов СМИ. Применение семиологического подхода в исследованиях рекламы, кино, ТВ-программ. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-9 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Социологические исследования коммуникатора | ||||||
8.1. | Актуальность социологического изучения журналистского сообщества. Основные направления исследований коммуникатора. Значение социологических исследований журналистского образования. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Методики психологического исследования коммуникатора. Маркетинговые исследования СМИ как необходимое условие эффективного медиа-менеджмента. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Социологические публикации в прессе | ||||||
9.1. | Каналы поступления социологической информации в СМИ. Основные требования к публикации социологических данных. Приемы изложения результатов социологического исследования в печатных и электронных СМИ. Проблемы журналистской интерпретации социологических данных. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
9.2. | Особенности освещения опросов общественного мнения в ходе предвыборной кампании. Значение социологической подготовки для журналистской практики. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сидоров, В.А. | 10 Рассуждений о социологии журналистики : учебное пособие | Петрополис, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255091 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фомичева, Ирина Дмитриевна | Социология СМИ: учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2007 | |
Л2.2 | под ред. В.К. Батурина | Социология : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822 |
Л2.3 | сост. Т. А. Семилет | Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | лектронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle. Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов или же претендует на более высокую оценку, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов =- «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено». |