Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 15 | 19 | 16 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 | 24 | 24 | 18 | 18 | 78 | 78 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 | 48 | 48 | 54 | 54 | 138 | 138 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 | 72 | 72 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | развитие научно-исследовательских, журналистских авторских и проектно-аналитических способностей и приобретение знаний студентами в области актуальных проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-15 | способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) |
ОПК-19 | способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
ПК-4 | способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | представляет ключевые особенности деятельности субъектов медиапроизводства, специфику медиатекстов и правила создания медиаконтента в различных СМИ; знает специфику разработки локального авторского медиапроекта с учетом специфики медийного рынка и основных типов СМИ; принципы отбора материала по выбранной теме исследования, приемы его систематизации, основные требования, предъявляемые к научному исследованию. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | адаптироваться к различным условиям медиапроизводства, разбираться в специфике медиатекстов, создаваемых различными субъектами медиарынка; использовать полученные знания для подготовки и защиты медиапроекта; представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа ситуации на рынке производства медийного контента; методами анализа медиатекстов и навыками обработки медиаконтента для различных типов СМИ; навыками разработки локального авторского медиапроекта, разработки, анализа и коррекции концепции СМИ; исследовательскими навыками для подготовки курсовой работы по теме, определенной рамками основной тематики спецсеминара. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база | ||||||
1.1. | Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Выбор темы и обоснование актуальности медиаисследования. Требования к структуре курсовой работы | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Объект и предмет исследования. Методы исследования. Определение методики исследования | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Работа с учебной и справочной литературой. Применимость методического инструментария к решению задач конкретного исследования. Подготовка реферативного сообщения по обоснованию темы и методов исследования | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Планирование этапов медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Работа с учебной и методической литературой. Конспектирование источников | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Особенности анализа теоретической литературы по журналистике, виды и типы анализа, классификация теоретических источников | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Выступление с сообщением по степени изученности проблемы | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Составление плана медиаисследования | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования | ||||||
2.1. | Составление плана-графика работы на семестр. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Составление библиографического списка. Требования к оформлению библиографического списка. Отчет в виде списка. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации | Лабораторные | 4 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Реферативное сообщение и научный доклад. Правила создания устного научного сообщения. Отчет о работе в форме доклада, реферативного сообщения на семинаре | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Подготовка и оформление текста курсовой работы | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Требования к научному медиаисследованию | ||||||
3.1. | Корректировка темы и актуальности медиаисследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение методики исследования и эмпирической базы. Формулировка целей и задач следующего этапа медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр | Лабораторные | 5 | 8 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Изучение научной литературы по журналистике, медиакоммуникации и т.п.. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научного стиля. | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Проведение анализа эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой. Определение новых аспектов исследования. Представление результатов на семинаре | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. | Лабораторные | 5 | 12 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Отчет студентов о выполнении плана-графика медиаисследования за семестр. Обсуждение плана-графика дальнейшей работы | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Анализ эмпирической базы. Оформление результатов второго этапа медиаисследования | ||||||
4.1. | Анализ полученных результатов исследовательской работы. Определение проблемных зон, корректировка исходных установок и гипотезы медиаисследования | Сам. работа | 6 | 16 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Составление плана-графика завершающего этапа работы над курсовой работой. Обоснование необходимости практической проверки полученных результатов. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Анализ эмпирической базы медиаисследования. Индивидуальные консультации | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Анализ полученных результатов исследовательской работы. Подготовка докладов для участия в научной студенческой конференции | Сам. работа | 6 | 18 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. | Лабораторные | 6 | 6 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Оформление результатов в соответствии с требованиями, подготовка итогового варианта курсовой работы; подготовка презентации результатов медиаисследования | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Публичная защита курсовой работы | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр, М.Ф. | Основы научных исследований. 6-е изд.: учебное пособие | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450782 |
Л1.2 | Прохоров Е.П. | Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Корконосенко С.Г. | Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие | М.: Логос., 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павлов А.В. | Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие | -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Прохоров Е.П. | Исследуя журналистику: учебное пособие | М.: РИП-Холдинг, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э3 | Ассоциация корпоративных медиа России | www.corpmedia.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
open office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Спецсеминар «Практика медиаисследований» представляет собой комплекс лабораторных занятий исследовательского типа, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы, что обеспечивается возможностью выбора направления исследования под руководством конкретного руководителя. Результатом работы студента в спецсеминаре является курсовая работа. Курсовая работа дает студенту возможность проявить свои научно-исследовательские, журналистские авторские и проектно-аналитические способности, продемонстрировать самостоятельность в анализе различных типов медиаконтента, создать свой медиапродукт, сформулировать собственную точку зрения на ту или иную научную проблему. Спецсеминар позволяет студенту познакомиться с принципами организации и проведения научного исследования; методами научного исследования и способами определения его стратегии; научным аппаратом научного исследования. Темы курсовых работ, предлагаемые в рамках спецсеминара, затрагивают наиболее важные аспекты исследования проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам. Темы формулируются с опорой на перечень актуальных тематических направлений исследований (представлен ниже) и формулируются с учетом цели исследования в рамках конкретной курсовой работы (проекта): нформационное общество и средства массовой информации; новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет, мультимедийная журналистика; экономика и менеджмент СМИ; проблемы региональной журналистики; тенденции развития печатных и электронных СМИ; жанры, язык и стиль современных СМИ; медиаобразование и журналистика; проблемы права массовой информации; проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом; журналистика и регионалистика: история региональной прессы; творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XXI века; методология изучения современной зарубежной прессы; политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз; деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков; научная журналистика и ее разновидности; гендерная журналистика и проблемы стереотипизации; оценка эффективности работы СМИ в социологии журналистики; журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность; просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей; спортивная журналистика: история, теория и практика; правовые и этические аспекты деятельности журналиста и др. Тема должна соответствовать одному из предложенных в списке тематических направлений. Следует помнить, что формулировка темы ýже и конкретнее формулировки тематического направления. Предмет, объект медиаисследования и эмпирическая база определяют цели и задачи конкретной курсовой работы. Важнейшим принципом формулировки темы является ее научная актуальность и новизна, которая может заключаться как в малой изученности темы, так и новом медиаконтенте исследования уже известной проблемы функционирования медиа, анализа, оценки, редактирования и интепретации медиатекстов, приведения их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; разработки и презентации локальных авторских медиапроектов, участия в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ. Текущая аттестация студентов по спецсеминару осуществляется по результатам подготовленных ими отчетов, реферативных сообщений, докладов, кейсов. Систематическая работа студента в спецсеминаре позволяет ему: 1) научиться самостоятельно определять проблематику, объект и предмет медиаисследования, давать обоснование актуальности, обосновывать отбор методов научного медиаисследования; структурировать научную работу (выделение всех составных частей: введения, глав и параграфов, заключения, приложений); грамотно построить научный текст; 2) представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения; 3) овладеть методами и технологиями презентации результатов медиаисследования. Итоговая оценка по курсовой работе выставляется с учетом оценки научного руководителя и результатов защиты. Оценка выставляется на основе как формальных, так и содержательных критериев. Формальные критерии: соблюдение графика выполнения курсовой работы, соблюдение требований к оформлению работы, ее объему, оформлению библиографического списка, наличие и количество ссылок, новизна изученной литературы, соответствие литературы выбранной теме и т.п. Содержательные критерии: соответствие содержания выбранной теме и сформулированным целям и задачам, хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы работы, правильность и качество написания введения и заключения, оригинальность, качество и глубина основного содержания работы, логика изложения материала, самостоятельность исследования и др. (см. методическое пособие по выполнению курсовой работы). Курсовая работа (проект) должна также иметь необходимый объем; объем курсовой работы (проекта) устанавливается кафедрой теории и практики журналистики с учетом специфики образовательной программы. Оптимальный объем курсовой работы (проекта): 2 курс – не менее 40 страниц, количество использованных источников – не менее 30, 3 курс не менее 50 страниц текста формата А4, количество использованных источников – не менее 50; Оценка по курсовой работе проставляется в ведомость Неудовлетворительная оценка может быть выставлена руководителем в одном из следующих случаев: 1) обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет; 2) выполнение работы по неутвержденной теме; 3) несоблюдение установленных графиком учебного процесса сроков представления курсовой работы без уважительной причины; 4) неудовлетворительное качество работы по совокупности критериев. При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные кафедрой и деканатом сроки. При этом изменение темы без уважительной причины не допускается. Процедура и критерии оценивания результатов написания курсовой работы в спецсеминаре «Практика медиаисследований» определяются: основной профессиональной образовательной программой высшего образования, методическими рекомендациями «Подготовка и защита курсовых работ (проектов) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика профиль «Универсальная журналистика» (уровень бакалавриата): учебно-методическое пособие / сост. д. филол. н., проф. Лукашевич Е. В, к. филол. н., доц. Деминова М. А. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. |