МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Практика медиаисследований"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
курсовая работа: 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 15 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 18 18 24 24 18 18 78 78
Сам. работа 18 18 18 18 48 48 54 54 138 138
Итого 36 36 36 36 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Практика медиаисследований"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие научно-исследовательских, журналистских авторских и проектно-аналитических способностей и приобретение знаний студентами в области актуальных проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-15 способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)
ОПК-19 способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация)
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
ПК-4 способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.представляет ключевые особенности деятельности субъектов медиапроизводства, специфику медиатекстов и правила создания медиаконтента в различных СМИ; знает
специфику разработки локального авторского медиапроекта с учетом специфики медийного рынка и основных типов СМИ; принципы отбора материала по выбранной теме исследования, приемы его систематизации, основные требования, предъявляемые к научному исследованию.
3.2.Уметь:
3.2.1.адаптироваться к различным условиям медиапроизводства, разбираться в специфике медиатекстов, создаваемых различными субъектами медиарынка; использовать полученные знания для подготовки и защиты медиапроекта; представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа ситуации на рынке производства медийного контента; методами анализа медиатекстов и навыками обработки медиаконтента для различных типов СМИ; навыками разработки локального авторского медиапроекта, разработки, анализа и коррекции концепции СМИ; исследовательскими навыками для подготовки курсовой работы по теме, определенной рамками основной тематики спецсеминара.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Выбор темы и обоснование актуальности медиаисследования. Требования к структуре курсовой работы Лабораторные 3 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.2. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Определение методики исследования Лабораторные 3 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Применимость методического инструментария к решению задач конкретного исследования. Подготовка реферативного сообщения по обоснованию темы и методов исследования Сам. работа 3 8 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.4. Планирование этапов медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр Лабораторные 3 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа с учебной и методической литературой. Конспектирование источников Сам. работа 3 6 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.6. Особенности анализа теоретической литературы по журналистике, виды и типы анализа, классификация теоретических источников Лабораторные 3 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.7. Выступление с сообщением по степени изученности проблемы Лабораторные 3 2 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.8. Составление плана медиаисследования Сам. работа 3 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования
2.1. Составление плана-графика работы на семестр. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Лабораторные 4 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.2. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Составление библиографического списка. Требования к оформлению библиографического списка. Отчет в виде списка. Лабораторные 4 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.3. Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации Лабораторные 4 6 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.4. Определение эмпирической базы медиаисследования и выполнение пилотного исследования. Индивидуальные консультации Сам. работа 4 6 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.5. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование Сам. работа 4 6 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.6. Реферативное сообщение и научный доклад. Правила создания устного научного сообщения. Отчет о работе в форме доклада, реферативного сообщения на семинаре Лабораторные 4 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
2.7. Подготовка и оформление текста курсовой работы Сам. работа 4 6 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Требования к научному медиаисследованию
3.1. Корректировка темы и актуальности медиаисследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение методики исследования и эмпирической базы. Формулировка целей и задач следующего этапа медиаисследования. Составление плана-графика работы на семестр Лабораторные 5 8 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
3.2. Изучение научной литературы по журналистике, медиакоммуникации и т.п.. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научного стиля. Сам. работа 5 16 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
3.3. Проведение анализа эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой. Определение новых аспектов исследования. Представление результатов на семинаре Сам. работа 5 18 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
3.4. Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. Лабораторные 5 12 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
3.5. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 5 14 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
3.6. Отчет студентов о выполнении плана-графика медиаисследования за семестр. Обсуждение плана-графика дальнейшей работы Лабораторные 5 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Анализ эмпирической базы. Оформление результатов второго этапа медиаисследования
4.1. Анализ полученных результатов исследовательской работы. Определение проблемных зон, корректировка исходных установок и гипотезы медиаисследования Сам. работа 6 16 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
4.2. Составление плана-графика завершающего этапа работы над курсовой работой. Обоснование необходимости практической проверки полученных результатов. Лабораторные 6 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
4.3. Анализ эмпирической базы медиаисследования. Индивидуальные консультации Лабораторные 6 4 ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
4.4. Анализ полученных результатов исследовательской работы. Подготовка докладов для участия в научной студенческой конференции Сам. работа 6 18 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
4.5. Выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями, их анализ в группе. Лабораторные 6 6 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
4.6. Оформление результатов в соответствии с требованиями, подготовка итогового варианта курсовой работы; подготовка презентации результатов медиаисследования Сам. работа 6 20 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1
4.7. Публичная защита курсовой работы Лабораторные 6 4 ОПК-15, ОПК-19, ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. 6-е изд.: учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450782
Л1.2 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л1.4 Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие М.: Логос., 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: учебное пособие М.: РИП-Холдинг, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Спецсеминар «Практика медиаисследований» представляет собой комплекс лабораторных занятий исследовательского типа, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы, что обеспечивается возможностью выбора направления исследования под руководством конкретного руководителя. Результатом работы студента в спецсеминаре является курсовая работа. Курсовая работа дает студенту возможность проявить свои научно-исследовательские, журналистские авторские и проектно-аналитические способности, продемонстрировать самостоятельность в анализе различных типов медиаконтента, создать свой медиапродукт, сформулировать собственную точку зрения на ту или иную научную проблему. Спецсеминар позволяет студенту познакомиться с принципами организации и проведения научного исследования; методами научного исследования и способами определения его стратегии; научным аппаратом научного исследования.
Темы курсовых работ, предлагаемые в рамках спецсеминара, затрагивают наиболее важные аспекты исследования проблем массовой информации, передаваемой по различным каналам СМИ и другим медиа, адресованной различным аудиторным группам.
Темы формулируются с опорой на перечень актуальных тематических направлений исследований (представлен ниже) и формулируются с учетом цели исследования в рамках конкретной курсовой работы (проекта): нформационное общество и средства массовой информации; новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет, мультимедийная журналистика; экономика и менеджмент СМИ; проблемы региональной журналистики; тенденции развития печатных и электронных СМИ; жанры, язык и стиль современных СМИ; медиаобразование и журналистика; проблемы права массовой информации; проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом; журналистика и регионалистика: история региональной прессы; творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XXI века; методология изучения современной зарубежной прессы; политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз; деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков; научная журналистика и ее разновидности; гендерная журналистика и проблемы стереотипизации; оценка эффективности работы СМИ в социологии журналистики; журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность; просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей; спортивная журналистика: история, теория и практика; правовые и этические аспекты деятельности журналиста и др.
Тема должна соответствовать одному из предложенных в списке тематических направлений. Следует помнить, что формулировка темы ýже и конкретнее формулировки тематического направления.
Предмет, объект медиаисследования и эмпирическая база определяют цели и задачи конкретной курсовой работы. Важнейшим принципом формулировки темы является ее научная актуальность и новизна, которая может заключаться как в малой изученности темы, так и новом медиаконтенте исследования уже известной проблемы функционирования медиа, анализа, оценки, редактирования и интепретации медиатекстов, приведения их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; разработки и презентации локальных авторских медиапроектов, участия в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ.
Текущая аттестация студентов по спецсеминару осуществляется по результатам подготовленных ими отчетов, реферативных сообщений, докладов, кейсов. Систематическая работа студента в спецсеминаре позволяет ему: 1) научиться самостоятельно определять проблематику, объект и предмет медиаисследования, давать обоснование актуальности, обосновывать отбор методов научного медиаисследования; структурировать научную работу (выделение всех составных частей: введения, глав и параграфов, заключения, приложений); грамотно построить научный текст; 2) представлять результаты своей работы на конференциях, семинарах и т.п., отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения; 3) овладеть методами и технологиями презентации результатов медиаисследования.
Итоговая оценка по курсовой работе выставляется с учетом оценки научного руководителя и результатов защиты. Оценка выставляется на основе как формальных, так и содержательных критериев. Формальные критерии: соблюдение графика выполнения курсовой работы, соблюдение требований к оформлению работы, ее объему, оформлению библиографического списка, наличие и количество ссылок, новизна изученной литературы, соответствие литературы выбранной теме и т.п. Содержательные критерии: соответствие содержания выбранной теме и сформулированным целям и задачам, хорошо структурированный план, раскрывающий содержание темы работы, правильность и качество написания введения и заключения, оригинальность, качество и глубина основного содержания работы, логика изложения материала, самостоятельность исследования и др. (см. методическое пособие по выполнению курсовой работы).
Курсовая работа (проект) должна также иметь необходимый объем; объем курсовой работы (проекта) устанавливается кафедрой теории и практики журналистики с учетом специфики образовательной программы. Оптимальный объем курсовой работы (проекта): 2 курс – не менее 40 страниц, количество использованных источников – не менее 30, 3 курс не менее 50 страниц текста формата А4, количество использованных источников – не менее 50;
Оценка по курсовой работе проставляется в ведомость
Неудовлетворительная оценка может быть выставлена руководителем в одном из следующих случаев: 1) обнаружение фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет; 2) выполнение работы по неутвержденной теме; 3) несоблюдение установленных графиком учебного процесса сроков представления курсовой работы без уважительной причины; 4) неудовлетворительное качество работы по совокупности критериев.
При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные кафедрой и деканатом сроки. При этом изменение темы без уважительной причины не допускается.
Процедура и критерии оценивания результатов написания курсовой работы в спецсеминаре «Практика медиаисследований» определяются: основной профессиональной образовательной программой высшего образования, методическими рекомендациями «Подготовка и защита курсовых работ (проектов) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика профиль «Универсальная журналистика» (уровень бакалавриата): учебно-методическое пособие / сост. д. филол. н., проф. Лукашевич Е. В, к. филол. н., доц. Деминова М. А. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018.