МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Мазуров Валерий Анатольевич;кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Криминология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – овладение студентами теоретическими знаниями, умениями и навыками профессиональной профилактики преступлений и правонарушений.
Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у студентов знания об основных понятиях и категориях криминологии; познакомить с научной и учебной литературой, материалами международной и российской практики борьбы с преступностью; научить криминологическому анализу преступности и её видов, организации и методам проведения криминологиче6ских исследований; выработать умение и навыки моделирования программ предупреждения преступности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-12: способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению
ОПК-4: способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-11
- основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности;
- основные результаты, проблемы и направления работы по борьбе с преступностью в России и за рубежом;
ПК-12
- основные способы и методы противодействия преступности;
ОПК-4
- зарубежную законотворческую и правоприменительную практику борьбы с преступностью
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-11
- выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
ПК-12
- выделять приоритетные направления борьбы с преступностью в современной России;
ОПК-4
- принимать управленческие решения по организации профилактики преступности;
- анализировать причины и условия преступности, выделять приоритетные направления повышения эффективности применения профилактических мер
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-11
- общими навыками анализа, методики организации и проведения криминологических исследований;
ПК-12
- навыками анализа нормативных правовых, официальных, статистических и иных источников;
ОПК-4
- навыками анализа правоприменительной практики борьбы с преступностью;
- навыками планирования мер противодействия преступности и прогнозирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии.
1.1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация и методы криминологических исследований.
2.3. Методология и методика криминологических исследований. Методы, применяемые в криминологический исследованиях. Организация и этапы криминологических исследований Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Методология и методика криминологических исследований. Методы, применяемые в криминологических исследованиях. Организация и этапы криминологических исследований Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Преступность и её основные характеристики
3.5. Понятие преступности, Основные показатели преступности. Латентная преступность Лекции 7 4 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Понятие преступности. Основные показатели преступности. Латентная преступность Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.7. Понятие преступности. Основные показатели преступности. Латентная преступность Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Личность преступника
4.8. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Социальное и биологическое в личности преступника. Механизм индивидуального преступного поведения Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.3
4.9. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Социальное и биологическое в личности преступника. Механизм индивидуального преступного поведения Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Причины и условия преступности
5.10. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2
5.11. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.3
5.12. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Предупреждение преступности
6.13. Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.2
6.14. Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.3
6.15. Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Преступность экономической направленности
7.16. Криминологическая характеристика преступности экономической направленности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.3
7.17. Криминологическая характеристика преступности экономической направленности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 7 6 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Насильственная преступность
8.18. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.3
8.19. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Организованная и коррупционная преступность
9.20. Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.21. Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.3
9.22. Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 7 8 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 10. Преступность несовершеннолетних
10.23. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия,личность преступника, предупреждение Лекции 7 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.2, Л2.2
10.24. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Рецидивная и профессиональная преступность
11.25. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 7 2 ПК-11, ПК-12, ОПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Возникновение и становление криминологии. Основные криминологические школы.
2. Понятие, предмет, задачи и система криминологии.
3. Место криминологии в системе отраслей научных знаний.
4. Основные методы, применяемые в криминологических исследованиях.
5. Понятие преступности и ее основные черты.
6. Показатели состояния преступности (абсолютные показатели, коэффициенты преступности, показатели структуры преступности).
7. Понятие динамики преступности, задачи ее изучения и методы исчисления.
8. Латентная преступность и методы ее выявления.
9. Общая характеристика и динамика преступности в России в 2000-2014 гг.
10. Классификация причин и условий преступности.
11. Экономические отношения и преступность: причинный аспект.
12. Политические отношения и преступность: причинный аспект.
13. Социальные отношения и преступность: причинный аспект.
14. Условия, способствующие совершению преступлений.
15. Проблемы социально-биологических детерминант преступности.
16. Понятие личности преступника.
17. Понятие и структура криминологической характеристики личности преступника.
18. Классификация и типология преступников.
19. Понятие, общая характеристика и основные типы механизма преступного поведения.
20. Формирование личностных свойств, обуславливающих мотивацию преступного поведения.
21. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.
22. Виктимология. Роль виктимологических факторов в механизме преступного поведения.
23. Понятие, задачи, виды и уровни предупреждения преступности.
24. Меры предупреждения преступности, их классификация и требования, предъявляемые к ним.
25. Субъекты предупреждения преступности и их профилактическая деятельность.
26. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
27. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности.
28. Состояние, структура и динамика насильственной преступности.
29. Состояние, структура и динамика женской преступности.
30. Понятие и общая характеристика организованной преступности.
31. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности.
32. Состояние, структура и динамика неосторожной преступности.
33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
34. Криминологическая характеристика личности преступника – рецидивиста.
35. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.
36. Криминологическая характеристика корыстного преступника.
37. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
38. Причины и условия рецидивной преступности.
39. Причины и условия экономической преступности.
40. Причины и условия насильственной преступности.
41. Причины и условия неосторожной преступности.
42. Причины и условия женской преступности.
43. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
44. Предупреждение рецидивной преступности.
45. Предупреждение организованной преступности.
46. Предупреждение насильственной преступности.
47. Предупреждение неосторожной преступности.
48. Предупреждение преступности экономической направленности.
49. Предупреждение женской преступности.
50. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Программы ФОС размещаются в Приложении изучаемой дисциплины.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Криминология 400301.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старков О. В. КРИМИНОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/1D673731-1FE5-41BA-B4BC-5496D2175DC7
Л1.2 Лунеев В. В. КРИМИНОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/5D22D6ED-E9C1-4619-B007-F068DE99B827
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Авдийского В.И., Букалеровой Л.А. КРИМИНОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DC92C20B-6654-4CD0-B166-CD36439F2A6F
Л2.2 Афанасьева О.Р., Гончарова М.В., Шиян В.И. КРИМИНОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/58BB79BE-3CA3-4AA6-8669-8AB5F8C029C0
Л2.3 Козаченко И. Я., Корсаков К. В. КРИМИНОЛОГИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A026000C-7E20-4682-8EDB-A3EFC921BB80
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мазуров В. А., Куликов Е. А., Островская Д. М., Турканова Р. Ж. Криминология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «КонсультантПлюс»
Э2 ИПС «Гарант»
Э3 Сайт Верховного Суда РФ www.supcoutr.ru
Э4 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru
Э5 Информационный ресурс www.pravo.ru
Э6 Сайт «Научной электронной библиотеки LIBRARY.RU». Режим доступа: http:// elibrary. ru/defaulix.asp
Э7 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ spravka usloviya_ dostupa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4.1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Лекционные занятия предусмотрены рабочей программой дисциплины, порядок их проведения определяется преподавателем каждый раз самостоятельно исходя из целей дисциплины, а также целей и задач каждого занятия. При этом по мере необходимости и наличия возможности могут быть применены мультимедийные средства подачи материала.
Основной формой работы по дисциплине выступают семинарские (практические) занятия. Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
4.2. Методика решения задач
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).

4.3. Методика проведения зачета
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет по дисциплине может быть выставлен по итогам практических занятий, в случае невозможности выставления по итогам занятий (наличие пропусков, отрицательных оценок) студенты сдают зачет. Зачет, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.