МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежного графического искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 21,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 54 54 27 27 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
А.Л.Усанова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История зарубежного графического искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История зарубежного графического искусства» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства ХХ-ХХI вв. В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
•развитие навыка стилистического анализа художественных произведений,
•развитие навыка сравнительного анализа художественных произведений,
•умения определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
•сформировать навык самостоятельной исследовательской работы
•научить объективной оценке художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов на рубеже ХIХ-ХХ веков
основные художественные направления авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения авангарда
научную информацию по курсу, свободно и творчески применять профессиональные знания
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и соотносить художественные процессы начала ХХ века и политической ситуацией
определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века; самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой
решать исследовательские задачи в области истории графического изобразительного искусства и архитектуры ХХ века
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач
навыками стилистического анализа художественных произведений; навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией
глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики ХХ в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности зарубежного графического искусства
1.1. Характеристика состояния графического искусства. Лекции 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Характеристика состояния зарубежного графического искусства Практические 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Характеристика состояния зарубежного графического искусства Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Первые мероприятия власти в области изобразительного искусства Лекции 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Первые мероприятия власти в области изобразительного искусства Практические 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Первые мероприятия власти в области изобразительного искусства Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. План монументальной пропаганды. Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. План монументальной пропаганды. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Политический плакат Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Политический плакат Лекции 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Станковая живопись, графика Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Выставочная деятельность крупнейших творческих объединений 20-30-х гг.
2.1. Изобразительное искусство 1921 -1931 гг. Общая характеристика Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Изобразительное искусство 1921 -1931 гг. Общая характеристика Практические 3 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов. Сам. работа 3 7 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности творческого пути различных творческих объединений ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности творческого пути различных творческих объединений Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Особенности зарубежного графического искусства 50-х годов Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
2.8. Художественные организации и группы Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Художественные организации и группы Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Выход изобразительного искусства на международную аренду. Становление и развитие художественной школы. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Выход графического искусства на международную аренду. Становление и развитие художественной школы. Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
3.1. Создание единого творческого Союза художников. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Решение вопроса синтеза живописи, скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Решение вопроса синтеза живописи, графики,скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. Практические 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Перелом в профессиональном обучении и коренная перестройка учебного процесса на основе принципов реализма в художественных институтах Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Возросший уровень советской полиграфии и широкое развитие не только ксилографии, но и других графических техник в иллюстрации. Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности художественного процесса в конце ХХ века
4.1. Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР Лекции 3 2 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.2. Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Практические 3 4 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.3. Решительная перестройка высшего художественного образования. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.4. Особенности графического искусства в 80-х гг. Практические 3 2 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.5. Особенности современного графического искусства Практические 3 4 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.6. Зачет 2 0 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.7. Экзамен 3 27 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.С. Попова, Е.Н. Черняева История искусств: учебно-методический комплекс дисциплины Кемерово : КемГИК// ЭБС Лань", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Университетская библиотека online" infourok.ru
Э2 ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА helpiks.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.