Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Сам. работа | 54 | 54 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «История отечественного графического искусства» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХ вв. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: •развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, •развитие навыка сравнительного анализа художественных произведений, •умения определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; •сформировать навык самостоятельной исследовательской работы •научить объективной оценке художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции |
ПК-34 | готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов в России на рубеже ХIХ-ХХ веков основные художественные направления русского авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения русского авангарда |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века; самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач навыками стилистического анализа художественных произведений; навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Изобразительное искусство в годы Гражданской войны | ||||||
1.1. | Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России | Лекции | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России | Практические | 2 | 14 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства | Лекции | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства | Практические | 2 | 14 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства | Сам. работа | 2 | 20 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | План монументальной пропаганды. | Практические | 2 | 8 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | План монументальной пропаганды. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Политический плакат | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Политический плакат | Лекции | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Станковая живопись, графика | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Выставочная деятельность крупнейших творческих объединений 20-30-х гг. | ||||||
2.1. | Изобразительное искусство 1921 -1931 гг. Общая характеристика | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Изобразительное искусство 1921 -1931 гг. Общая характеристика | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов – «Ассоциация художников Революционной России» (АХРР) 1922 г., с 1928 г. – Ассоциация художников Революции». | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов – «Ассоциация художников Революционной России» (АХРР) 1922 г., с 1928 г. – Ассоциация художников Революции». | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Особенности творческого пути различных творческих объединений: ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. | Практические | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Особенности творческого пути различных творческих объединений: ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Выставка «10 лет РККА» (1928 г.) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 г.). Различия и творческая борьба идейно-профессиональных установок внутри отдельных объединений | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Художественные организации и группы: ИНХУК (Институт художественной культуры), «производственники» и «ЛЕФ» (Левый Фронт искусства). | Практические | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Художественные организации и группы: ИНХУК (Институт художественной культуры), «производственники» и «ЛЕФ» (Левый Фронт искусства). | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Выход изобразительного искусства на международную аренду. Становление и развитие советской художественной школы. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Выход графического искусства на международную аренду. Становление и развитие советской художественной школы. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны | ||||||
3.1. | Создание единого творческого Союза советских художников. Укрепление и развитие социалистического реализма как единого творческого метода искусства и литературы | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Решение вопроса синтеза живописи, скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Решение вопроса синтеза живописи, графики,скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Перелом в профессиональном обучении и коренная перестройка учебного процесса на основе принципов реализма в художественных институтах Москвы, Ленинграда и других городов | Практические | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Возросший уровень советской полиграфии и широкое развитие не только ксилографии, но и других графических техник в иллюстрации. | Практические | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Особенности художественного процесса в СССР послевоенный период | ||||||
4.1. | Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947 г.) – высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, осуществляющее подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков). | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947 г.) – высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, осуществляющее подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков). | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Роль Академии художеств СССР в развитии традиций искусства народов СССР, и в частности, русской реалистической школы. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Особенности графического искусства в 80-х гг. | Практические | 3 | 6 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Зачёт по дисциплине | Зачет | 3 | 27 | ОК-2, ПК-34 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.С. Попова, Е.Н. Черняева | История искусств: учебно-методический комплекс дисциплины | Кемерово : КемГИК// ЭБС Лань", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Графическое искусство | www.quartagallery.ru | ||
Э2 | Графика российских художников конца XIX–XX вв. | www.museum-sp.ru | ||
Э3 | Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. | social-culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; -выполнение практических графических художественно-творческих работ; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |