МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественного графического искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 21,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 54 54 27 27 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.иск., доц., А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История отечественного графического искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История отечественного графического искусства» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХ вв. В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
•развитие навыка стилистического анализа художественных произведений,
•развитие навыка сравнительного анализа художественных произведений,
•умения определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
•сформировать навык самостоятельной исследовательской работы
•научить объективной оценке художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов в России на рубеже ХIХ-ХХ веков
основные художественные направления русского авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения русского авангарда
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией
определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века;
самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач
навыками стилистического анализа художественных произведений; навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изобразительное искусство в годы Гражданской войны
1.1. Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России Лекции 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России Практические 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства Лекции 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства Практические 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. План монументальной пропаганды. Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. План монументальной пропаганды. Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Политический плакат Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Политический плакат Лекции 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Станковая живопись, графика Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Выставочная деятельность крупнейших творческих объединений 20-30-х гг.
2.1. Изобразительное искусство 1921 -1931 гг. Общая характеристика Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Изобразительное искусство 1921 -1931 гг. Общая характеристика Практические 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов – «Ассоциация художников Революционной России» (АХРР) 1922 г., с 1928 г. – Ассоциация художников Революции». Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов – «Ассоциация художников Революционной России» (АХРР) 1922 г., с 1928 г. – Ассоциация художников Революции». Сам. работа 3 7 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности творческого пути различных творческих объединений: ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности творческого пути различных творческих объединений: ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. Сам. работа 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Выставка «10 лет РККА» (1928 г.) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 г.). Различия и творческая борьба идейно-профессиональных установок внутри отдельных объединений Сам. работа 3 10 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
2.8. Художественные организации и группы: ИНХУК (Институт художественной культуры), «производственники» и «ЛЕФ» (Левый Фронт искусства). Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Художественные организации и группы: ИНХУК (Институт художественной культуры), «производственники» и «ЛЕФ» (Левый Фронт искусства). Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Выход изобразительного искусства на международную аренду. Становление и развитие советской художественной школы. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Выход графического искусства на международную аренду. Становление и развитие советской художественной школы. Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
3.1. Создание единого творческого Союза советских художников. Укрепление и развитие социалистического реализма как единого творческого метода искусства и литературы Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Решение вопроса синтеза живописи, скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Решение вопроса синтеза живописи, графики,скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. Практические 3 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Перелом в профессиональном обучении и коренная перестройка учебного процесса на основе принципов реализма в художественных институтах Москвы, Ленинграда и других городов Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Возросший уровень советской полиграфии и широкое развитие не только ксилографии, но и других графических техник в иллюстрации. Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности художественного процесса в СССР послевоенный период
4.1. Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР Лекции 3 2 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.2. Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР Практические 3 4 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.3. Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947 г.) – высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, осуществляющее подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков). Лекции 3 2 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.4. Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947 г.) – высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, осуществляющее подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков). Практические 3 2 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.5. Роль Академии художеств СССР в развитии традиций искусства народов СССР, и в частности, русской реалистической школы. Практические 3 4 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.6. Особенности графического искусства в 80-х гг. Практические 3 6 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1
4.7. Зачёт по дисциплине Зачет 3 27 ОК-2, ПК-34 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.С. Попова, Е.Н. Черняева История искусств: учебно-методический комплекс дисциплины Кемерово : КемГИК// ЭБС Лань", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Графическое искусство www.quartagallery.ru
Э2 Графика российских художников конца XIX–XX вв. www.museum-sp.ru
Э3 Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. social-culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.