МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины:
– сформировать комплексное представление студента о механизмах функционирования художественного произведения и составить необходимое смысловое расширение и углубление исторических курсов искусствоведческой специальности.
Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомить учащихся с основными концептуальными контекстами, определяющими современное понимание, восприятие и толкование изобразительного искусства.
2. Познакомить с разными аспектами функционирования произведения искусства.
3. Дать представление о необходимости комплексного подхода к изучению произведения искусства.
4. Научить применять полученные знания в ходе искусствоведческого исследования.
5. Экстраполировать общенаучные представления в проблематику конкретного вида искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3 знанием современных методологических принципов и методических приемов исследований по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
ПК-7 способностью к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Концептуальные контексты, аспекты функционирования произведения искусства;
Комплексный подход к изучению произведения искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осваивать содержание теории искусства, углублять знания в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий.
Понимать законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов и применять их на практике.
Выявлять теоретические закономерности в динамике развития искусства.
Анализировать произведения искусства.
Структурировать, типологизировать, систематизировать многообразие явлений искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Научного анализа произведений искусства.
Приобрести навыки ведения дискуссии по проблемам курса на семинарских занятиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие законы развития искусства. Теоретическое знание и его специфика
1.1. Теория искусства как система общих и универсальных понятий Лекции 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.2. «Наука об искусстве» как теоретическое обоснование художественной деятельности. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Художественная теория искусства и ее влияние на практику. Художественный образ.
2.1. Понятие искусства и проблема его истоков. Лекции 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.2. Понятие искусства и проблема его истоков. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.3. Понятие искусства и проблема его истоков. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.4. Образная деятельность как основа изобразительности. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Художественное восприятие
3.1. Психологические проблемы художественного восприятия. Сам. работа 3 22 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Проблема художественной формы как проблема зрительного восприятия и отношения к изображаемым вещам. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Проблема художественной формы как проблема зрительного восприятия и отношения к изображаемым вещам. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Изобразительная деятельность
4.1. Роль технических навыков в изобразительной деятельности. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Искусство как источник эстетического удовольствия (изображение, предназначенное для созерцания). Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Трактаты по художественной теории от античности до ХХ века. Проблема формы и содержания.
5.1. Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. Практические 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.3. Содержательная сторона произведения искусства. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Пространство в изобразительном искусстве
6.1. Определение пространства как места и как протяженности. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.2. Определение пространства как места и как протяженности. Сам. работа 3 22 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.3. Перспектива как научный образ зрения. Сам. работа 3 22 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Символы и аллегории в искусстве. Время в искусстве.
7.1. Понятие времени как меры изменения. Лекции 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.2. Понятие времени как меры изменения. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.3. Понятие времени как меры изменения. Сам. работа 3 22 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.4. Изобразительные символы, аллегории (метафоры) времени (vanitas и т.д.). Сам. работа 3 23 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 8. Световые и цветовые отношения
8.1. Физические и оптические аспекты цвета. Сам. работа 3 22 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 9. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. Содержание художественного произведения
9.1. Структура художественного произведения как функционирующего целого и проблема границ изображения (с точки зрения каждого из видов искусства). Сам. работа 3 22 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
9.2. Виды изобразительного искусства как типы художественной организации материала. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 10. Понятия эпохи,стиля, направления в искусстве
10.1. Характеристика понятия «историческая эпоха». Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
10.2. Специфика понятий «художественная эпоха» и «исторический стиль». Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 11. Функционирование произведения искусства в общественной практике
11.1. Искусство и среда (в том числе и социальная). Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
11.2. Полифункциональность искусства. Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 12. Теологическое, светское содержание искусства
12.1. Аксиология искусства. Ценности и мир эстетического (этика и эстетика). Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
12.2. Архитектура в ее терминологическом (храмовом) измерении. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
12.3. Экзамен 3 9 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сборник научных трудов Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сборник научных трудов Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. И. Нехвядович Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины Изд-во АлтГУ,, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 «ТЕОРИЯ ИСКУССТВА» iskunstvo.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.