Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 191 | 191 | 191 | 191 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: – сформировать комплексное представление студента о механизмах функционирования художественного произведения и составить необходимое смысловое расширение и углубление исторических курсов искусствоведческой специальности. Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи: 1. Познакомить учащихся с основными концептуальными контекстами, определяющими современное понимание, восприятие и толкование изобразительного искусства. 2. Познакомить с разными аспектами функционирования произведения искусства. 3. Дать представление о необходимости комплексного подхода к изучению произведения искусства. 4. Научить применять полученные знания в ходе искусствоведческого исследования. 5. Экстраполировать общенаучные представления в проблематику конкретного вида искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-3 | знанием современных методологических принципов и методических приемов исследований по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства |
ПК-7 | способностью к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Концептуальные контексты, аспекты функционирования произведения искусства; Комплексный подход к изучению произведения искусства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осваивать содержание теории искусства, углублять знания в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий. Понимать законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов и применять их на практике. Выявлять теоретические закономерности в динамике развития искусства. Анализировать произведения искусства. Структурировать, типологизировать, систематизировать многообразие явлений искусства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Научного анализа произведений искусства. Приобрести навыки ведения дискуссии по проблемам курса на семинарских занятиях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие законы развития искусства. Теоретическое знание и его специфика | ||||||
1.1. | Теория искусства как система общих и универсальных понятий | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | «Наука об искусстве» как теоретическое обоснование художественной деятельности. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Художественная теория искусства и ее влияние на практику. Художественный образ. | ||||||
2.1. | Понятие искусства и проблема его истоков. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Понятие искусства и проблема его истоков. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
2.3. | Понятие искусства и проблема его истоков. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Образная деятельность как основа изобразительности. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Художественное восприятие | ||||||
3.1. | Психологические проблемы художественного восприятия. | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
3.2. | Проблема художественной формы как проблема зрительного восприятия и отношения к изображаемым вещам. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
3.3. | Проблема художественной формы как проблема зрительного восприятия и отношения к изображаемым вещам. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 4. Изобразительная деятельность | ||||||
4.1. | Роль технических навыков в изобразительной деятельности. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Искусство как источник эстетического удовольствия (изображение, предназначенное для созерцания). | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 5. Трактаты по художественной теории от античности до ХХ века. Проблема формы и содержания. | ||||||
5.1. | Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
5.2. | Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
5.3. | Содержательная сторона произведения искусства. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 6. Пространство в изобразительном искусстве | ||||||
6.1. | Определение пространства как места и как протяженности. | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
6.2. | Определение пространства как места и как протяженности. | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
6.3. | Перспектива как научный образ зрения. | Сам. работа | 3 | 22 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Символы и аллегории в искусстве. Время в искусстве. | ||||||
7.1. | Понятие времени как меры изменения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
7.2. | Понятие времени как меры изменения. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
7.3. | Понятие времени как меры изменения. | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
7.4. | Изобразительные символы, аллегории (метафоры) времени (vanitas и т.д.). | Сам. работа | 3 | 23 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 8. Световые и цветовые отношения | ||||||
8.1. | Физические и оптические аспекты цвета. | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 9. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. Содержание художественного произведения | ||||||
9.1. | Структура художественного произведения как функционирующего целого и проблема границ изображения (с точки зрения каждого из видов искусства). | Сам. работа | 3 | 22 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
9.2. | Виды изобразительного искусства как типы художественной организации материала. | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 10. Понятия эпохи,стиля, направления в искусстве | ||||||
10.1. | Характеристика понятия «историческая эпоха». | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
10.2. | Специфика понятий «художественная эпоха» и «исторический стиль». | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 11. Функционирование произведения искусства в общественной практике | ||||||
11.1. | Искусство и среда (в том числе и социальная). | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
11.2. | Полифункциональность искусства. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 12. Теологическое, светское содержание искусства | ||||||
12.1. | Аксиология искусства. Ценности и мир эстетического (этика и эстетика). | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
12.2. | Архитектура в ее терминологическом (храмовом) измерении. | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
12.3. | Экзамен | 3 | 9 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сборник научных трудов | Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сборник научных трудов | Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова Т.Г. | История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л. И. Нехвядович | Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины | Изд-во АлтГУ,, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | «ТЕОРИЯ ИСКУССТВА» | iskunstvo.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: -ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |