Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 36 | 36 | 36 | |
Практические | 18 | 36 | 54 | 54 | 54 | |
Сам. работа | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 36 | 0 | 108 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития дизайна, включая современность, и теоретических основаниях этого процесса. Задачи курса: - развитие у студентов навыка формального анализа объектов дизайна различных культур и исторических эпох, - формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения |
ПСК-2 | способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности современного дизайн-проектирования в контексте развития информационных технологий, специфику цифровых видов дизайна технологию дизайн-проектирования в современных условиях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять актуальные тенденции проектирования в дизайне, определять художественный уровень дизайн-решения и определять значение дизайн-проекта в историческом контексте |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами выявления особенностей дизайн-проекта в контексте исторической перспективы и актуального развития дизайна, навыками исследования форм и средств современного дизайн-проектирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | ||||||
2.1. | Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Духовно-материальная культура эпохи Средневековья | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.6. | Теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.7. | Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.8. | Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.9. | Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.10. | Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.11. | Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв. | ||||||
3.1. | Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Первые теории дизайна. | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
3.5. | Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса. Создание и практика Веркбунда. | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
3.6. | Зачет | 2 | 0 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | ||
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века | ||||||
4.1. | Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа | Сам. работа | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Наследие Баухауза и современный дизайн | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.5. | Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.6. | Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.7. | Основные направления развития европейского и американского дизайна | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.8. | Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
4.9. | Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна | Сам. работа | 2 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв. | ||||||
5.1. | Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Дизайн в странах Западной Европы. | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.4. | Дизайн Скандинавских стран | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.5. | Дизайн США во второй половине ХХ века | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.6. | Феномен японского дизайна | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.7. | Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
5.8. | Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Теоретические основания дизайна | ||||||
6.1. | Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический, цифровой дизайн | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.3. | Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. | Сам. работа | 2 | 6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.4. | Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.5. | Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства в исследованиях конца ХХ века | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.6. | Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.7. | Подготовка к практическому занятию.Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности | Сам. работа | 2 | 5 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.8. | Современные формы дизайнерской деятельности | Практические | 2 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
6.9. | Экзамен | 2 | 27 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Смирнова, Л.Э. | История и теория дизайна: учебное пособие | СФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузвесова, Н. Л. | Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко: учеб. пособие | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория и история дизайна | rosdesign.com | ||
Э2 | Behance :: Best of Behance | www.behance.net | ||
Э3 | Dribbble - Discover the World's Top Designers & Creative Professionals | dribbble.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическую работу с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - знакомство с крупными информационными онлайн-ресурсами по истории и теории дизайна, а также онлайн-платформами для публикации дизайн-проектов; - выполнение самостоятельных работ. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы. Изучение должно быть систематическим; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. |