МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 36 36 36
Практические 18 36 54 54 54
Сам. работа 0 27 27 27 27
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 0 108 144 144 144

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, доцент, Усанова А.Л.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития дизайна, включая современность, и теоретических основаниях этого процесса.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка формального анализа объектов дизайна различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-2 способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности современного дизайн-проектирования в контексте развития информационных технологий, специфику цифровых видов дизайна
технологию дизайн-проектирования в современных условиях
3.2.Уметь:
3.2.1.определять актуальные тенденции проектирования в дизайне, определять художественный уровень дизайн-решения и определять значение дизайн-проекта в историческом контексте
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами выявления особенностей дизайн-проекта в контексте исторической перспективы и актуального развития дизайна, навыками исследования форм и средств современного дизайн-проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.11. Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Первые теории дизайна. Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса. Создание и практика Веркбунда. Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Зачет 2 0 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 2 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Лекции 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Дизайн Скандинавских стран Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Дизайн США во второй половине ХХ века Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Феномен японского дизайна Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Лекции 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта Лекции 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический, цифровой дизайн Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 2 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.7. Подготовка к практическому занятию.Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности Сам. работа 2 5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.8. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 2 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.9. Экзамен 2 27 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнова, Л.Э. История и теория дизайна: учебное пособие СФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузвесова, Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко: учеб. пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э2 Behance :: Best of Behance www.behance.net
Э3 Dribbble - Discover the World's Top Designers & Creative Professionals dribbble.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическую работу с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- знакомство с крупными информационными онлайн-ресурсами по истории и теории дизайна, а также онлайн-платформами для публикации дизайн-проектов;
- выполнение самостоятельных работ.
Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы. Изучение должно быть систематическим; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.