Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | История отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_ИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Проблемы истории, социологии и психологии искусства» являются: раскрыть сущность искусства как особой формы мировоззрения, рассматриваемую сквозь призму философских концепций различных исторических периодов, а также рассмотреть способы решения основных философско-эстетических проблем, представленных в истории философской мысли. По окончании изучения курса студент должен иметь представление о сущности философии искусства, знать основные этапы развития представлений об искусстве в философии и социологии, уметь пользоваться терминологическим аппаратом философии и социологии для решения профессиональных проблем владеть навыками анализа источников по истории общественной мысли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью к познанию современных научных стратегий и методологических принципов, применяемых в исследованиях по истории искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особенности философии как специфической формы мировоззрения, этапы исторического формирования, сущность философско-эстетических концепций, представленных в истории философии. Сущность методологических подходов, сформулированных в философии и социологии искусства. Основы истории, социологии, и психологии искусства, историю философии, сущность методологических подходов, сформулированных в процессе развития искусства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлять сущность искусства как особой формы мировоззрения в контексте философско-эстетических концепций различных исторических периодов, сопоставлять эстетические представления философов, грамотно применять философскую терминологию в искусствознании. Применять методологию философии искусства в научных искусствоведческих исследованиях, самостоятельно интерпретировать философско-эстетические концепции в научных трудах по истории и теории искусства, применять философскую. Применять методологию философии, социологии, психологии искусства в научных искусствоведческих исследованиях, самостоятельно находить, использовать и интерпретировать философско-эстетические концепции в научных трудах по истории и теории искусства, применять философскую терминологию в искусствознании. Самостоятельно интерпретировать философско-эстетические, социологические концепции в научных трудах по истории и теории искусства, в собственной научной и прикладной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью систематизировать имеющиеся знания по предмету в научных исследованиях, использовать философскую методологию в искусствознании, выносить критические суждения в искусствознании, опираясь на философско-эстетические концепции. Общенаучными методами анализа и синтеза, формулируемыми философией. Знаниями о тематических сетевых ресурсах, посвященных истории и социологии искусства. Междисциплинарными методами, сформулированными в процессе развития философии, социологии, психологии искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия культуры и искусства как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Определение предмета, задач и функций философии культуры и искусства. Философия искусства и смежные искусствоведческие дисциплины | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Особенности философского мышления | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Эволюция представлений о философии искусства(период античности) | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Формальные и содержательные нормативы эстетического идеала. Смена идеалов в истории искусства. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Процесс рождения художественного образа. Понятие «идеал». Этический и эстетический идеал, их взаимосвязь | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Исследовательские подходы к определению сущности философии искусства. | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Эволюция представлений о философии искусства (От Средневековья до Нового времени. | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Основные философские проблемы: элемент устойчивости философского знания | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Творчество в искусстве. Искусство и теургия в трактовке Н. А. Бердяева. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Философская герменевтика | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Философия искусства как методология искусствознания | ||||||
2.1. | Методологические подходы, сформулированные в философии для анализа культуры и искусства: теоретико-ценностный, историко-философский, историко-культурный | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Основные подходы к рассмотрению сущности искусства в истории философии | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Сущность красоты в природе и в искусстве в концепции В. Соловьева. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Роль философии в формировании и анализе художественного произведения | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Философская концепция Г. Гадамера | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Философская концепция Ф. Шеллинга | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Философская концепция Г. Гегеля | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Основные этапы философского рассмотрения сущности искусства | ||||||
3.1. | Романтическая трактовка искусства в философии | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Сущность искусства в философской концепции П.А. Флоренского. И.А. Ильин о сущности искусства. Философско-эстетическая концепция Ф. Шлегеля | Практические | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | XX век: новая философско-эстетическая парадигма | Сам. работа | 1 | 9 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 1 | 9 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кривцун О.А. | ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Выготский Л. С. | ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Лань" | |||
Э2 | http://www.arthistory.ru/ | |||
Э3 | http://artclassic.edu.ru/ | |||
Э4 | http://i-u.ru/biblio/archive/basin_iskusstvo_and_communication/ | |||
Э5 | http://i-u.ru/biblio/archive/adorno_estter/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
см. приложение |