МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы истории, социологии и психологии искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, С.М. Будкеев

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, заф. кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Проблемы истории, социологии и психологии искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Проблемы истории, социологии и психологии искусства» являются: раскрыть сущность искусства как особой формы мировоззрения, рассматриваемую сквозь призму философских концепций различных исторических периодов, а также рассмотреть способы решения основных философско-эстетических проблем, представленных в истории философской мысли. По окончании изучения курса студент должен иметь представление о сущности философии искусства, знать основные этапы развития представлений об искусстве в философии и социологии, уметь пользоваться терминологическим аппаратом философии и социологии для решения профессиональных проблем владеть навыками анализа источников по истории общественной мысли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к познанию современных научных стратегий и методологических принципов, применяемых в исследованиях по истории искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности философии как специфической формы мировоззрения, этапы исторического формирования, сущность философско-эстетических концепций, представленных в истории философии.
Сущность методологических подходов, сформулированных в философии и социологии искусства.
Основы истории, социологии, и психологии искусства, историю философии, сущность методологических подходов, сформулированных в процессе развития искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять сущность искусства как особой формы мировоззрения в контексте философско-эстетических концепций различных исторических периодов, сопоставлять эстетические представления философов, грамотно применять философскую терминологию в искусствознании.
Применять методологию философии искусства в научных искусствоведческих исследованиях, самостоятельно интерпретировать философско-эстетические концепции в научных трудах по истории и теории искусства, применять философскую.
Применять методологию философии, социологии, психологии искусства в научных искусствоведческих исследованиях, самостоятельно находить, использовать и интерпретировать философско-эстетические концепции в научных трудах по истории и теории искусства, применять философскую терминологию в искусствознании.
Самостоятельно интерпретировать философско-эстетические, социологические концепции в научных трудах по истории и теории искусства, в собственной научной и прикладной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью систематизировать имеющиеся знания по предмету в научных исследованиях, использовать философскую методологию в искусствознании, выносить критические суждения в искусствознании, опираясь на философско-эстетические концепции.
Общенаучными методами анализа и синтеза, формулируемыми философией.
Знаниями о тематических сетевых ресурсах, посвященных истории и социологии искусства.
Междисциплинарными методами, сформулированными в процессе развития философии, социологии, психологии искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия культуры и искусства как научная дисциплина
1.1. Определение предмета, задач и функций философии культуры и искусства. Философия искусства и смежные искусствоведческие дисциплины Лекции 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности философского мышления Лекции 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Эволюция представлений о философии искусства(период античности) Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Формальные и содержательные нормативы эстетического идеала. Смена идеалов в истории искусства. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Процесс рождения художественного образа. Понятие «идеал». Этический и эстетический идеал, их взаимосвязь Практические 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Исследовательские подходы к определению сущности философии искусства. Практические 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Эволюция представлений о философии искусства (От Средневековья до Нового времени. Сам. работа 1 6 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Основные философские проблемы: элемент устойчивости философского знания Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Творчество в искусстве. Искусство и теургия в трактовке Н. А. Бердяева. Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Философская герменевтика Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Философия искусства как методология искусствознания
2.1. Методологические подходы, сформулированные в философии для анализа культуры и искусства: теоретико-ценностный, историко-философский, историко-культурный Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Основные подходы к рассмотрению сущности искусства в истории философии Практические 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Сущность красоты в природе и в искусстве в концепции В. Соловьева. Сам. работа 1 4 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Роль философии в формировании и анализе художественного произведения Сам. работа 1 6 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Философская концепция Г. Гадамера Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Философская концепция Ф. Шеллинга Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Философская концепция Г. Гегеля Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные этапы философского рассмотрения сущности искусства
3.1. Романтическая трактовка искусства в философии Сам. работа 1 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Сущность искусства в философской концепции П.А. Флоренского. И.А. Ильин о сущности искусства. Философско-эстетическая концепция Ф. Шлегеля Практические 1 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1
3.3. XX век: новая философско-эстетическая парадигма Сам. работа 1 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1
3.4. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кривцун О.А. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л. С. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 http://www.arthistory.ru/
Э3 http://artclassic.edu.ru/
Э4 http://i-u.ru/biblio/archive/basin_iskusstvo_and_communication/
Э5 http://i-u.ru/biblio/archive/adorno_estter/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение