Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 12 | 18 | 36 | 12 | |
Практические | 18 | 4 | 36 | 54 | 4 | |
Сам. работа | 36 | 191 | 63 | 99 | 191 | |
Часы на контроль | 0 | 9 | 27 | 27 | 27 | 36 |
Итого | 72 | 216 | 144 | 27 | 216 | 243 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи. Задачи курса: - развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох, - формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию |
ПК-13 | готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи; - распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | ||||||
2.1. | История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.2. | Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурнопространственной среды: ордерная система культового зодчества, общественная и жилая архитектура. | Сам. работа | 5 | 22 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.3. | Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.4. | Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.5. | Подготовка конспекта: Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды. Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.6. | Духовно-материальная культура эпохи Средневековья | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.7. | Проанализировать процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.8. | Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.9. | Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи | Сам. работа | 5 | 22 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.10. | Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX. Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.11. | Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.12. | Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
2.13. | Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв. | ||||||
3.1. | Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
3.2. | Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
3.3. | Первые теории дизайна. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
3.4. | Составление конспекта: Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века | ||||||
4.1. | Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.2. | Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.3. | Наследие Баухауза и современный дизайн | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.4. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.5. | Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.6. | Теоретические концепции советского дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.7. | Основные направления развития европейского и американского дизайна | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.8. | Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
4.9. | Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв. | ||||||
5.1. | Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
5.2. | Дизайн в странах Западной Европы. | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
5.3. | Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). | Сам. работа | 5 | 22 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
5.4. | Дизайн Скандинавских стран | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
5.5. | Феномен японского дизайна | Сам. работа | 5 | 22 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
5.6. | Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
Раздел 6. Теоретические основания дизайна | ||||||
6.1. | Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта | Лекции | 5 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.2. | Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.3. | Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.4. | Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.5. | Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.6. | Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.7. | Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века | Сам. работа | 5 | 5 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.8. | Современные формы дизайнерской деятельности | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 | |
6.9. | Экзамен | 5 | 9 | Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Захарченко, Т.Ю. | История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Сложеникина, Н.С. | Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Усанова, Алла Леонидовна | Основы композиции в дизайне: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Костина, Н.Г. | Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие | Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 | https://e.lanbook.com/book/93556. |
Л2.3 | Жданова, Н.С. | Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория и история дизайна | lib.vvsu.ru | ||
Э2 | Теория и история дизайна | . http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html | ||
Э3 | Теория и история дизайна | rosdesign.com | ||
Э4 | Теория и история дизайна | design-theory.ru | ||
Э5 | Теория и история дизайна | design-theory.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |