МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный медиабизнес

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный медиабизнес

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Современный медиабизнес» является формирование у студентов-журналистов понимания экономической природы СМИ, знания бизнес-процессов и владения методикой бизнес-планирования медийных проектов; формирование экономического мышления, на основе базисных знаний для активного включения в производственные процессы современных медиапредприятий, усвоение принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка; овладение основами редакционного менеджмента; выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности органа СМИ и собственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-4 способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.суть экономических процессов и отношений в СМИ; иметь представление об экономических регуляторах в сфере производства и распространения медиапродукции; основы управленческой деятельности в СМИ, программного директора, бренд-менеджера и т.п.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в экономических аспектах функционирования различных типов СМИ (процесс и источники
формирования бюджета, финансовой и ценовой политики, рекламной деятельности); учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности на любой должности;уметь выполнять соответствующие функции в рамках должностных обязанностей менеджера (выпускающего редактора, программного директора, бренд-менеджера и т.п.; уметь делать соответствующие выводы, видеть стратегии развития СМИ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками схематизации бизнес-процессов в телекомпании и структуры организации, навыками исследования информационного рынка, навыками анализа рейтинговых измерений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ.
1.1. Журналистская информация как товар. Аспекты и структура информационного рынка Практические 7 2 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Инновации как инструмент стратегического управления. СМИ как субъекты инновационного предпринимательства Практические 7 2 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Методика составления бизнес-план как инструмента финансирования редакции Практические 7 6 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Рынок периодических изданий, рынок покупателей (потребителей) информации, редакционно-издательский маркетинг Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Структура бюджетирования издания: расходная часть бюджета (общередакционная и издательская), доходная часть бюджета, реализация тиража, выручка от реализации тиража Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Система методов управления редакцией (организационные, психологические и экономические методы управления, их специфика) Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Специфика журналистского труда. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста. Комплексный, многофункциональный характер его труда Практические 7 2 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Эссе на тему: «Роль редакционного менеджера в предотвращении этических нарушений» Практические 7 4 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации; стратегию диверсификации Практические 7 2 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Методология экономического планирования медиапроекта Практические 7 6 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Работа в группах на протяжении семестра. Экономические особенности мировых СМИ Сам. работа 7 72 ПК-2, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л1.2 под ред. Е. Л. Вартановой Основы медиабизнеса : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов : монография ЮНИТИ-ДАНА, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499
Л2.2 Кузьменко, Н.П. Качественные и массовые издания на информационном рынке: учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140443
Л2.3 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.