МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в средствах массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 24 24 42 42
Сам. работа 90 90 48 48 138 138
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., професор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в средствах массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальное проектирование в СМИ» являются формирование базовых представлений о принципах и методиках социального проектирования в сфере СМИ, а также практических навыков разработки общественно значимых проектов с выраженной медийной составляющей.
Исходя из этого, основными задачами изучения данной дисциплины являются: ознакомление с понятием социального проектирования в применении к сфере СМИ и с направлениями проективной деятельности журналиста; овладение методами и технологиями социального проектирования; приобретение навыков разработки и реализации социально-медийных проектов и привлечения к сотрудничеству со СМИ представителей различных организаций и сегментов общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-4 способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику работы с различными мультимедийными форматами сетевого контента, принципы и методику разработки медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с информацией в мультимедийной среде, адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, анализировать и моделировать медиапроекты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками медиапроектирования, навыками работы с онлайновыми интернет-ресурсами, позволяющими создавать материалы в различных мультимедийных жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное проектирование в журналистике. Профессионально-ориентационные проекты в сфере журналистики, привлечение молодежи к журналистскому образованию
1.1. Специфика социального проектирования в России: зарождение, развитие, функционирование Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальный проект как прецедент решения социальной проблемы Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Цели и задачи социальных проектов? Адресаты социальных проектов? Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Этап реализации проекта. Составление предложений по проекту. Поиск деловых партнеров. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий. Корректировка хода реализации проекта. Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Конкурсы социально значимых проектов за рубежом и в России Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Анализ СМИ, содержащих социальную информацию как источников информации Сам. работа 5 28 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Просмотр видеороликов социальной рекламы, созданных для телеэфира, и прослушаивания аудиороликов, звучащих в радиоэфире. Оценка аудио- и визуальных средств и эффекта воздействия. Сам. работа 5 12 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Просмотр видеороликов федеральных и региональных журналистов. Обсуждение в диалоговой форме. Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Культурно-просветительские проекты в медиасфере.
2.1. Социальный заказ: механизмы формирования, распределения и реализации Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Механизмы проведения социальной акции Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Посещение социально значимого мероприятия. Работа с источниками, сбор информации, создание авторского текста в реальном времени. Погружение в процесс: один день из жизни социального журналиста: от идеи до публикации. Сам. работа 5 40 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Социальная журналистика
3.1. Основные подходы к определению понятия «социальная журналистика» Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Основные темы социальной журналистики Лабораторные 5 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Реализация проектов, направленных на решение социальных проблем с помощью средств массовой информации
4.1. Освещение в российских СМИ таких социальных проблем как демография, социальное сиротство, наркомания, алкоголизм, ВИЧ-инфекция Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Специфика освещения социальной проблематики в современных средствах массовой информации (работа с героями социальных сюжетов: правила и особенности, выбор тона публикации, подбор фотоматериала, подбор аудиовизуальных и выразительных средств, согласование материала, особенности социальных программ и роликов на телевидении и радио) Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Ролевая игра, включающая презентацию Сам. работа 6 48 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Социальная реклама Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.5. Рыночная реклама Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.6. Тематические особенности социальной рекламы Лабораторные 6 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Социальные проекты в журналистике
5.1. Модель и план социального проекта Лабораторные 6 10 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Презентационный материал для реализации социального проекта Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект (тема разрабатывается в ходе посещения студентами практических занятий и выполнения самостоятельной работы).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста : Учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Под ред. Я.Н.Засурского Средства массовой информации России. : Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Медиапланирование: теория и практика Бузин, В.Н.: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
Л2.3 А. Черных Мир современных медиа: Издательский дом «Территория будущего», 2007 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84955
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
Э2 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Power Point 2010

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение