МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "социология" являются освоение основного теоретико-методологического содержания социологической области научного знания и закономерностей, объясняющих наиболее значимые явления и процессы общественной жизни.
Задачи курса – изучение социально-исторических условий и теоретических предпосылок социологии, ее объекта, предмета, методов исследования; общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; личности как субъекта общественной жизни; социальных институтов и организаций; способов и форм социальной регуляции; форм и видов социального контроля; социальной стратификации и мобильности общества; теоретического инструментария анализа процессов социальной стратификации и социальной мобильности в современной России; видов социальных общностей и социальных групп; социальных конфликтов, напряженности и социальных массовых движений; основных этапов культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений; основных тенденций макросоциальных изменений современности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности
ОК-7 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-10 способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, т.е. научиться социологическому мышлению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
1.1. Социальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. Лекции 6 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органикиСоциальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органики Практические 6 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Работа с терминами Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Социология как наука. Методы социологии
2.1. Понятие объекта науки, классификация наук по объекту. знания.Микро- и макросоциология. Функции социологии.Методы социологического исследования общества. Современные социологические теории Лекции 6 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Специфика естественнонаучного, социального и гуманитарного знания. Предмет науки. Понятие научной парадигмы, полипарадигмальность социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического Практические 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Доклад "Социология как наука. Методы социологии" Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Терминологический диктант Сам. работа 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Диалектика личности и общества. Культура как нормативно-регулятивная система
3.1. Общество как надприродная среда, понятие «социальное». Основные признаки социального. Социальные структуры и сферы жизни общества. Общество как субъект общественной жизни. Диалектика общества и личности. Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Понятия «человек», «индивид», «личность». Сущностные черты человека, характеристики личности. Культура как регулятивная система. Практические 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Тест Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Социальные статусы и социальные роли, социализация личности. Социальный контроль
4.1. Социологическая концепция социальных статусов. Виды статусов: предписанные и приобретенные. Генеральный статус личности. Ролевые теории личности. Соотношение социального статуса и социальной роли.Социальный контроль, его составляющие. Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Социальные институты и социальные организации. Процессы институционализации в обществе
5.1. Понятие «социальный институт». Институты как элементы социальной структуры. Структура социальных институтов, виды и типы институтов общественной жизни. Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Понятие социальной организации. Процесс институционализации сфер общественной жизни, его этапы и необходимые условия Практические 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Социальные группы как элементы социальной структуры
6.1. Понятие «социальная группа». Связующая и опосредующая роль социальной группы в системе «личность – общество». Социально-групповая структура общества. Факторы, определяющие формирование социальных групп. Типология социальных групп Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
7.1. Социальная стратификация как система неравенств в обществе. Понятия социальной дифференциации и социальной иерархии. Исторические стратификационные группы: касты, сословия, классы. Понятие «страта». Социальная стратификация и социальная структура. Основания и типы социальных стратификаций. Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.2. Социальная мобильность: понятие, виды, детерминанты мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность, социальные «лифты» и социальные «барьеры» Практические 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России
8.1. Социологические теории классов в России. Социальная дифференциация и социальная структура в советском обществе. Теория образования советской номенклатуры М.Восленского. Номенклатура и правящий класс. Социальное расслоение в постсоветском обществе.Основания и механизмы социальной мобильности в советском и постсоветском обществе Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
8.2. Мультимедийные презентации на тему "Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России" Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения
9.1. Определение понятия «социальный конфликт». Противоречие и конфликт. Конфликтология как отрасль социологического знания.Субъекты конфликта. Виды конфликтов. Структурная и процессуальная модели социальных конфликтов. Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
9.2. Особенности социально-экономических, социально-политических, национально-этнических и конфессиональных конфликтов в современной России. Источники социальной напряженности. Массовые действия, формы массового протеста Лекции 6 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
9.3. Сообщение на тему "Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения" Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
9.4. Терминологический диктант Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации
10.1. Доклад на тему "Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации" Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
10.2. Определение социальных изменений. Социальное развитие, его типы и виды: прогресс, регресс, эволюция, революция. Промышленные и научные революции, политические перевороты. Социальные революции и реформы. Социальная динамика общества. Процессы социокультурной глобализации в современном мире Практические 6 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
10.3. Тест Сам. работа 6 6 ОК-3, ОК-7, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. Социология: учебник М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Т. А. Семилет Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3449
Л1.3 Кухарчук, Д. В. Социология : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А.Ю. Мягкова Социология. Основы общей теории : учебное пособие М. : Флинта, 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70385
Л2.2 под ред. В.К. Батурина Социология: учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
Э2 ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход wciom.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice, Adobe Acrobat Reader
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично
65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны , но тест выполнен несвоевременно- хорошо
а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно
тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно
1. При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения
2. Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов.
3. Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра.
4. Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально.