МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тематические редакции средств массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 192
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 19 16 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 18 18 18 18 60 60
Сам. работа 48 48 54 54 90 90 192 192
Итого 72 72 72 72 108 108 252 252

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.;ст. преп., Вихрев Л.А.;к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.;доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Тематические редакции средств массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д. филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: изучение основных тенденций современной журналистики, ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, редакторской, организационно-управленческой, производственно-технологической; способствование первичному освоению соответствующих методов работы, формированию умения планировать график работы редакции и индивидуальное рабочее время

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему методов сбора информации, ее проверки и анализа; жанровую систему современной журналистики; глубоко роль авторской работы журналиста, включающей выбор темы, разработку замысла материала, современные жанры медиатекстов, форматы изданий; особенности работы современной редакции; процесс макетирования и компьютерной верстки; требования, принятые в разных типах СМИ; тренды новых медиа
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать медиатексты в соответствии с актуальными текущими событиями, находить злободневные темы, оперативно и в срок готовить журналистские материалы; анализировать, оценивать и редактировать медиатексты для различных типов СМИ; выступать с анализом материала на редакционной летучке
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.устойчивыми навыками использования технологии сбора сведений, проверки достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала; создания материалов для массмедиа с использованием различных знаковых систем для размещения на различных мультимедийных платформах; анализа и редактирования медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, форматами; создания медиапроект

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Источники и методы сбора информации в работе журналиста
1.1. Система источников информации и методов работы с ней в журналистике Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Типы журналистских наблюдений Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Методы и способы анализа документальных источников информации Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Подготовка вопросов для интервью Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Анализ экспериментов А.З. Рубинова Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Новые методы сбора и анализа информации, используемые журналистами Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Анализ содержательно-тематичекой и композиционно-графической модели современного печатного периодического издания Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Анализ интервью Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Анализ композиции текста журналистского материала Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Основные характеристики аудитории современного СМИ Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Анализ новостного материала Лабораторные 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Анализ публикаций из текущей периодики Сам. работа 5 20 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Анализ материалов (по выбору студента) Г. Вальрафа Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Создание новостной заметки Сам. работа 5 16 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Специфика жанровых форм публикаций и иллюстративного материала к ним
2.1. Анализ репортажа Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Анализ очерка Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Реализация принципов «новой журналистики» в современных журналистских текстах Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Анализ критериев подбора иллюстративного материала для новостных текстов Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Анализ критериев подбора иллюстративного материала для интервью Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Анализ критериев подбора иллюстративного материала для репортажа Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.7. Анализ критериев подбора иллюстративного материала для аналитических текстов Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.8. Анализ критериев подбора иллюстративного материала для очерка Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.9. Типы и виды иллюстративного материала в современной журналистике Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.10. Основные этапы и процедуры редактирования журналистского материала и подготовки его к публикации Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.11. Создание фотографий в различных жанрах Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.12. Подбор иллюстраций к материалам Сам. работа 6 22 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Создание мультимедийного проекта.
3.1. Авторский мультимедийный проект: понятие, сущность, структура Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Концепция собственного авторского мультимедийного проекта Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Современные сервисы для создания авторских мультимедийных проектов Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.4. План создания собственного авторского мультимедийного проекта Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.5. Ресурсы для реализации собственного авторского мультимедийного проекта Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.6. Разработка коммуникационной модели своего авторского мультимедийного проекта Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.7. Этапы реализации собственного авторского мультимедийного проекта Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.8. Виды авторских мультимедийных проектов Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.9. Основные проблемы разработки и реализации авторского мультимедийного проекта Лабораторные 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.10. Разработка концепции авторского мультимедийного проекта Сам. работа 7 30 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.11. Разработка коммуникационной модели авторского мультимедийного проекта Сам. работа 7 32 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.12. Разработка дизайна собственного авторского мультимедийного проекта Сам. работа 7 28 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галкин, Станислав Илларионович Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
Л1.2 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.2 Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учеб. для вузов М.: КноРус, 2009
Л2.3 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план