Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 16 | 19,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 24 | 24 | 18 | 18 | 18 | 18 | 60 | 60 |
Сам. работа | 48 | 48 | 54 | 54 | 90 | 90 | 192 | 192 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д. филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: изучение основных тенденций современной журналистики, ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, редакторской, организационно-управленческой, производственно-технологической; способствование первичному освоению соответствующих методов работы, формированию умения планировать график работы редакции и индивидуальное рабочее время |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему методов сбора информации, ее проверки и анализа; жанровую систему современной журналистики; глубоко роль авторской работы журналиста, включающей выбор темы, разработку замысла материала, современные жанры медиатекстов, форматы изданий; особенности работы современной редакции; процесс макетирования и компьютерной верстки; требования, принятые в разных типах СМИ; тренды новых медиа |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | планировать медиатексты в соответствии с актуальными текущими событиями, находить злободневные темы, оперативно и в срок готовить журналистские материалы; анализировать, оценивать и редактировать медиатексты для различных типов СМИ; выступать с анализом материала на редакционной летучке |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | устойчивыми навыками использования технологии сбора сведений, проверки достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала; создания материалов для массмедиа с использованием различных знаковых систем для размещения на различных мультимедийных платформах; анализа и редактирования медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, форматами; создания медиапроект |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Источники и методы сбора информации в работе журналиста | ||||||
1.1. | Система источников информации и методов работы с ней в журналистике | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Типы журналистских наблюдений | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Методы и способы анализа документальных источников информации | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Подготовка вопросов для интервью | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Анализ экспериментов А.З. Рубинова | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Новые методы сбора и анализа информации, используемые журналистами | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Анализ содержательно-тематичекой и композиционно-графической модели современного печатного периодического издания | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Анализ интервью | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Анализ композиции текста журналистского материала | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Основные характеристики аудитории современного СМИ | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Анализ новостного материала | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Анализ публикаций из текущей периодики | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Анализ материалов (по выбору студента) Г. Вальрафа | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Создание новостной заметки | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Специфика жанровых форм публикаций и иллюстративного материала к ним | ||||||
2.1. | Анализ репортажа | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Анализ очерка | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Реализация принципов «новой журналистики» в современных журналистских текстах | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Анализ критериев подбора иллюстративного материала для новостных текстов | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Анализ критериев подбора иллюстративного материала для интервью | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Анализ критериев подбора иллюстративного материала для репортажа | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Анализ критериев подбора иллюстративного материала для аналитических текстов | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Анализ критериев подбора иллюстративного материала для очерка | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Типы и виды иллюстративного материала в современной журналистике | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Основные этапы и процедуры редактирования журналистского материала и подготовки его к публикации | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Создание фотографий в различных жанрах | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Подбор иллюстраций к материалам | Сам. работа | 6 | 22 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Создание мультимедийного проекта. | ||||||
3.1. | Авторский мультимедийный проект: понятие, сущность, структура | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Концепция собственного авторского мультимедийного проекта | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Современные сервисы для создания авторских мультимедийных проектов | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | План создания собственного авторского мультимедийного проекта | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Ресурсы для реализации собственного авторского мультимедийного проекта | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Разработка коммуникационной модели своего авторского мультимедийного проекта | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Этапы реализации собственного авторского мультимедийного проекта | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Виды авторских мультимедийных проектов | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Основные проблемы разработки и реализации авторского мультимедийного проекта | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Разработка концепции авторского мультимедийного проекта | Сам. работа | 7 | 30 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Разработка коммуникационной модели авторского мультимедийного проекта | Сам. работа | 7 | 32 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
3.12. | Разработка дизайна собственного авторского мультимедийного проекта | Сам. работа | 7 | 28 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Галкин, Станислав Илларионович | Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2007 | |
Л1.2 | Клюев, Ю.В. | Теория и практика массовой информации : учебное пособие | Директ-Медиа, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Клещев, О.И. | Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие | Архитектон, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449 |
Л2.2 | Киселев, А.Г. | Теория и практика массовой информации: учеб. для вузов | М.: КноРус, 2009 | |
Л2.3 | Сотникова, Ольга Павловна | Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план |