Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 104 | 104 | 104 | 104 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.
1.1. | Цель курса – сформировать представления об основных методах и этапах проектирования музейной экспозиции, учета и хранения музейных коллекций при экспонировании. Задачи курса: 1) предоставить студентам системные знания об основных понятиях экспозиционной деятельности, 2) охарактеризовать основные методы проектирования экспозиции, 3) рассмотреть историю экспонирования в музеях мира, 4) изучить характеристики экспозиционной работы в отечественной музееведческой литературе, 5) освоить основные этапы проектирования музейной экспозиции, 6) познакомиться с особенностями экспонирования различных видов музейных материалов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
OK-4 | способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
ОПК-1 | способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – об особенностях развития музейного проектирования; – об особенностях работы с различными группами экспонатов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – формировать обзоры литературы и информационных ресурсов для подготовки экспозиций; – использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности; - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления происходящие в обществе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – использования современных методов исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного и наследия; – применения научния литературы и информационных ресурсов при подготовке музейных экспозиций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы | ||||||
1.1. | Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. | Лекции | 8 | 4 | Л2.1 | |
1.2. | Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | История музейного экспонирования и современные экспозиции | Лекции | 8 | 6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
1.6. | История музейного экспонирования и современные экспозиции России | Практические | 8 | 6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
1.7. | История музейного экспонирования и современные экспозиции | Сам. работа | 8 | 4 | Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 2. Проектирование музейной экспозиции | ||||||
2.1. | Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография | Лекции | 8 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография | Практические | 8 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография | Сам. работа | 8 | 26 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции | Сам. работа | 8 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Современные информационные технологии в музейной экспозиции | Лекции | 8 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.7. | Современные информационные технологии в музейной экспозиции | Практические | 8 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Современные информационные технологии в музейной экспозиции | Сам. работа | 8 | 24 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации. 2. Экспозиционные материалы: основные разновидности. 3. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы и воспроизведения. 4. Принципы и приемы построения экспозиций. 5. Методы построения музейной экспозиции. 6. Зарождение экспонирования в эпоху Древности и Средневековья. 7. История экспонирования в отечественных музеях. 8. Вопросы организации музейной экспозиции в научной литературе. 9. Научное проектирование музейной экспозиции. 10. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции. 11. Современные информационные технологии в музейной экспозиции. 12. Памятники материальной культуры и история их показа. 13. Экспозиционный показ техники. Предметы быта. 14. Палеонтологические коллекции, археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования. 15. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет и медалей. 16. Экспонирование письменных памятников, карт, чертежей и фотодокументов. 17. Музейное экспонирование копий, моделей и макетов. 18. Музейное экспонирование художественных и документальных воспроизведений. 19. Основные виды текстов музейной экспозиции. 20. Правила оформления этикеток для музейных экспозиций. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы: 1. Характеристика понятия «музейный экспонат». 2. История экспонирования: основные этапы. 3. Задачи, приемы и методы построения музейной экспозиции. 4. Роль, значение и виды научно-вспомогательных материалов в музейной экспозиции исторического профиля. 5. Создание авторского научного проекта экспозиции. 6. Характеристика различных видов экспозиционных материалов. Рефераты: 1. Проектирование выставки. 2. Проектирование экспозиции. 3. Проекты научных реконструкций. 4. Проектные решения экспозиционного пространства. 5. Технологии проектирования научно-вспомогательных материалов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Вопросы: 1. История западного экспонирования в Древности и Средневековье. 2. Экспозиции западных музеев в Новое время. Литература: Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство-Архитектура-Дизайн. Тенденции формирования. Часть I. М., 2002. С. 6–49, 56–100, 114–117. Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее Вопросы: 1. Памятники материальной культуры и история их показа. 2. Экспозиционный показ техники. Предметы быта. 3. Экспонирование текстильных изделий, посуды и мебели. 4. Археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования. 5. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет, медалей и орденов. 6. Экспонирование письменных памятников, чертежей и фотодокументов. Литература: Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964. Скрипкина Л.И. Археологические памятники и проблемы их экспонирования и интерпретации в историко-краеведческих музеях // Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995. С. 26–30. Колосова Г.И. Музей книги научной библиотеки Томского государственного университета: история, современное состояние, перспективы // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 176–183. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова Т.Г. | Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова Т.Г. | Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. | Исторические музеи: учебное пособие | Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. | Исторические музеи: учебное пособие | Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Музей им. П. В. Алабина. Создание музейных экспозиций // http://www.alabin.ru | |||
Э2 | Особенности художественного проектирования музейных экспозиций // http://www.terrahumana.ru | |||
Э3 | Научная концепция экспозиции // http://www.museumstudy.ru | |||
Э4 | Методика создания музейных экспозиций // http://www. domgogolya.ru | |||
Э5 | Организация музейной и выставочной экспозиции // http://www. vfmgiu-tourism.ru | |||
Э6 | Основы проектирования музейных экспозиций | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью экспозиционной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями развития музейного проектирования и особенностями работы с различными группами экспонатов, обратить внимание на понятийный аппарат и методы экспозиционного проектирования; использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности, использовать особенности экспонирования различных видов музейных материалов, уяснить современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия, применение методов социального взаимодействия и профессионального общения, технику безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний, опыт разработки проектов по основным направлениям музейной деятельности. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы» и «Проектирование музейной экспозиции», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы проектирования музейных экспозиций», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |