МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектирования музейных экспозиций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 104 104 104 104
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования музейных экспозиций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об основных методах и этапах проектирования музейной экспозиции, учета и хранения музейных коллекций при экспонировании.
Задачи курса:
1) предоставить студентам системные знания об основных понятиях экспозиционной деятельности,
2) охарактеризовать основные методы проектирования экспозиции,
3) рассмотреть историю экспонирования в музеях мира,
4) изучить характеристики экспозиционной работы в отечественной музееведческой литературе,
5) освоить основные этапы проектирования музейной экспозиции,
6) познакомиться с особенностями экспонирования различных видов музейных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ОПК-1 способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– об особенностях развития музейного проектирования;
– об особенностях работы с различными группами экспонатов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– формировать обзоры литературы и информационных ресурсов для подготовки экспозиций;
– использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления происходящие в обществе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– использования современных методов исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного и наследия;
– применения научния литературы и информационных ресурсов при подготовке музейных экспозиций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы
1.1. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. Лекции 8 4 Л2.1
1.2. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. Сам. работа 8 20 Л1.1, Л2.1
1.3. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Сам. работа 8 20 Л1.1, Л2.1
1.5. История музейного экспонирования и современные экспозиции Лекции 8 6 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. История музейного экспонирования и современные экспозиции России Практические 8 6 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.7. История музейного экспонирования и современные экспозиции Сам. работа 8 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Проектирование музейной экспозиции
2.1. Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография Практические 8 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Научное проектирование музейной экспозиции. Библиография Сам. работа 8 26 Л1.1, Л2.1
2.4. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1
2.6. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Практические 8 6 Л1.1, Л2.1
2.8. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Сам. работа 8 24 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации.
2. Экспозиционные материалы: основные разновидности.
3. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы и воспроизведения.
4. Принципы и приемы построения экспозиций.
5. Методы построения музейной экспозиции.
6. Зарождение экспонирования в эпоху Древности и Средневековья.
7. История экспонирования в отечественных музеях.
8. Вопросы организации музейной экспозиции в научной литературе.
9. Научное проектирование музейной экспозиции.
10. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции.
11. Современные информационные технологии в музейной экспозиции.
12. Памятники материальной культуры и история их показа.
13. Экспозиционный показ техники. Предметы быта.
14. Палеонтологические коллекции, археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования.
15. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет и медалей.
16. Экспонирование письменных памятников, карт, чертежей и фотодокументов.
17. Музейное экспонирование копий, моделей и макетов.
18. Музейное экспонирование художественных и документальных воспроизведений.
19. Основные виды текстов музейной экспозиции.
20. Правила оформления этикеток для музейных экспозиций.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Характеристика понятия «музейный экспонат».
2. История экспонирования: основные этапы.
3. Задачи, приемы и методы построения музейной экспозиции.
4. Роль, значение и виды научно-вспомогательных материалов в музейной экспозиции исторического профиля.
5. Создание авторского научного проекта экспозиции.
6. Характеристика различных видов экспозиционных материалов.

Рефераты:
1. Проектирование выставки.
2. Проектирование экспозиции.
3. Проекты научных реконструкций.
4. Проектные решения экспозиционного пространства.
5. Технологии проектирования научно-вспомогательных материалов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время
Вопросы:
1. История западного экспонирования в Древности и Средневековье.
2. Экспозиции западных музеев в Новое время.
Литература:
Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство-Архитектура-Дизайн. Тенденции формирования. Часть I. М., 2002. С. 6–49, 56–100, 114–117.
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее
Вопросы:
1. Памятники материальной культуры и история их показа.
2. Экспозиционный показ техники. Предметы быта.
3. Экспонирование текстильных изделий, посуды и мебели.
4. Археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования.
5. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет, медалей и орденов.
6. Экспонирование письменных памятников, чертежей и фотодокументов.
Литература:
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.
Скрипкина Л.И. Археологические памятники и проблемы их экспонирования и интерпретации в историко-краеведческих музеях // Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995. С. 26–30.
Колосова Г.И. Музей книги научной библиотеки Томского государственного университета: история, современное состояние, перспективы // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Томск, 2002. С. 176–183.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей им. П. В. Алабина. Создание музейных экспозиций // http://www.alabin.ru
Э2 Особенности художественного проектирования музейных экспозиций // http://www.terrahumana.ru
Э3 Научная концепция экспозиции // http://www.museumstudy.ru
Э4 Методика создания музейных экспозиций // http://www. domgogolya.ru
Э5 Организация музейной и выставочной экспозиции // http://www. vfmgiu-tourism.ru
Э6 Основы проектирования музейных экспозиций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью экспозиционной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями развития музейного проектирования и особенностями работы с различными группами экспонатов, обратить внимание на понятийный аппарат и методы экспозиционного проектирования; использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности, использовать особенности экспонирования различных видов музейных материалов, уяснить современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия, применение методов социального взаимодействия и профессионального общения, технику безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний, опыт разработки проектов по основным направлениям музейной деятельности.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы» и «Проектирование музейной экспозиции», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы проектирования музейных экспозиций», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.