МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн костюма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
к.иск., зав.каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн костюма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных характерных чертах различных периодов развития костюма в истории культуры, а также о современном состоянии моды в сфере художественного проектирования костюма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и социальную значимость костюма в истории культуры и современности;
историю развития материальной культуры и костюма;
теоретические основы костюмологии;
методику работы с различными творческими источниками в дизайн-проектировании костюма;
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в исторических эпохах и стилях, особенностях материальной культуры различных этнографических групп;
выявлять стилистические особенности различных исторических и этнографических культур;
собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития в области материальной культуры;
проводить структурный, функциональный, композиционный и стилистический анализ костюма;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методами сбора и анализа информации о костюме;
владения элементами и средствами композиции костюма;
владения творческими методами дизайн-проектирования;
владения методологией разработки костюма на основе системного мышления;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм в теоретическом аспекте изучения
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее структура, основные понятия, связь с другими учебными дисциплинами. Костюмология. Понятийный аппарат дисциплины. Костюм в системе художественной культуры. Место костюма в классификации искусств. Костюм как объект творчества. Одежда и костюм. Функции одежды и костюма. Лекции 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
1.2. Проработка конспекта лекций. Сам. работа 3 8 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
Раздел 2. Костюм в исторической ретроспективе
2.1. Традиционная и современная материальная и духовная культура. История костюма. Одежда, украшения, головные уборы, обувь. Традиционный текстиль. Региональное и историческое своеобразие одежды. Изменения костюма под влиянием различных исторических и социальных процессов. Семантика элементов костюма. Лекции 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
2.2. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 8 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
2.3. Изучение исторического, традиционного и современного ассортимента одежды. Структурный анализ костюма. Практические 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
2.4. Изучение семантики элементов костюма в различных исторических и этнографических культурах. Практические 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
2.5. Оформление практических работ. Сам. работа 3 10 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
Раздел 3. Источники информации и их анализ
3.1. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 8 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
3.2. Источники получения информации об истории, современных явлениях и тенденциях развития в области материальной культуры. Источники получения информации о костюме. Привлечение различных литературных источников (научных историко-, этно-, археологических данных, научно-популярных публикаций, учебных материалов, методических разработок, публикаций в периодической печати и т.д.). Медиа и интернет источники. Практические 3 1 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
3.3. Оформление практических работ. Сам. работа 3 10 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
3.4. Художественный образ в костюме. Элементы и средства композиции костюма. Роль декоративных элементов в формировании художественного образа. Особенности формирования эстетического идеала в различных культурах. Влияние традиционного, исторического и современного костюма на культуру, искусство и моду. Влияние традиционного костюма на эстетическое и нравственное воспитание личности. Лекции 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
3.5. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 8 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
3.6. Костюм в музейной экспозиции. Выполнение зарисовок, эскизов костюмов по фотографиям и музейным экспонатам для изучения видов одежды, ее покроя и орнаментики. Композиционный и стилистический анализ костюма. Анализ элементов и средств композиции костюма. Практические 3 1 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
3.7. Оформление практических работ. Подготовка к зачету. Сам. работа 3 10 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
Раздел 4. Проектирование костюма
4.1. Творческие источники для проектирования костюма. Стилизация традиционного и исторического костюма. Принципы преобразования. Художественное и стилевое единство элементов костюма. Лекции 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
4.2. Проработка конспекта лекций. Сам. работа 3 8 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
4.3. Творческие методы проектирования. Принципы трансформации различных творческих источников в костюмные формы. Алгоритм работы с творческим источником. Приемы преобразования творческого источника. Эскизирование. Практические 3 2 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
4.4. Оформление практической работы. Сам. работа 3 13 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6
4.5. Экзамен 3 9 ПК-8 Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа от античности до 20 века. : М., 2002 znanium.com
Л1.3 Буткевич Л. М. История орнамента: Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.5 Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. elibrary.asu.ru
Л1.6 Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л2.3 Куракина И. И. Архитектоника объемных форм в дизайне одежды: учебно-методическое пособие Екатеринбург: Архитектон, , 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.5 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л2.6 Гнатюк О. А. Набросок как средство графического изображения костюма: учебное пособие катеринбург: Архитектон, 2013 biblioclub.ru
Л2.7 Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А., Тарасова О.П., Томина Т.А. Методика проектирования костюма: Учебное пособие Оренбургский государственный университет, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Борисова Е. А. Разработка коллекции одежды по заданному источнику творчества: учебно-методическое пособие ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 biblioclub.ru
Л3.2 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л3.3 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л3.4 Хабибуллина Л.В. Основы композиции : Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности) 071501.65 Художественное проектирование костюма: Дизайн Композиция Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, "Университетская библиотека ONLINE", 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дизайн одежды, он-лайн курс fashionelement.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э4 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.