Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Сформировать представление об основных характерных чертах различных периодов развития костюма в истории культуры, а также о современном состоянии моды в сфере художественного проектирования костюма. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность и социальную значимость костюма в истории культуры и современности; историю развития материальной культуры и костюма; теоретические основы костюмологии; методику работы с различными творческими источниками в дизайн-проектировании костюма; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в исторических эпохах и стилях, особенностях материальной культуры различных этнографических групп; выявлять стилистические особенности различных исторических и этнографических культур; собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития в области материальной культуры; проводить структурный, функциональный, композиционный и стилистический анализ костюма; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения методами сбора и анализа информации о костюме; владения элементами и средствами композиции костюма; владения творческими методами дизайн-проектирования; владения методологией разработки костюма на основе системного мышления; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Костюм в теоретическом аспекте изучения | ||||||
1.1. | Цели и задачи дисциплины, ее структура, основные понятия, связь с другими учебными дисциплинами. Костюмология. Понятийный аппарат дисциплины. Костюм в системе художественной культуры. Место костюма в классификации искусств. Костюм как объект творчества. Одежда и костюм. Функции одежды и костюма. | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
1.2. | Проработка конспекта лекций. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
Раздел 2. Костюм в исторической ретроспективе | ||||||
2.1. | Традиционная и современная материальная и духовная культура. История костюма. Одежда, украшения, головные уборы, обувь. Традиционный текстиль. Региональное и историческое своеобразие одежды. Изменения костюма под влиянием различных исторических и социальных процессов. Семантика элементов костюма. | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
2.2. | Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
2.3. | Изучение исторического, традиционного и современного ассортимента одежды. Структурный анализ костюма. | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
2.4. | Изучение семантики элементов костюма в различных исторических и этнографических культурах. | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
2.5. | Оформление практических работ. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
Раздел 3. Источники информации и их анализ | ||||||
3.1. | Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
3.2. | Источники получения информации об истории, современных явлениях и тенденциях развития в области материальной культуры. Источники получения информации о костюме. Привлечение различных литературных источников (научных историко-, этно-, археологических данных, научно-популярных публикаций, учебных материалов, методических разработок, публикаций в периодической печати и т.д.). Медиа и интернет источники. | Практические | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
3.3. | Оформление практических работ. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
3.4. | Художественный образ в костюме. Элементы и средства композиции костюма. Роль декоративных элементов в формировании художественного образа. Особенности формирования эстетического идеала в различных культурах. Влияние традиционного, исторического и современного костюма на культуру, искусство и моду. Влияние традиционного костюма на эстетическое и нравственное воспитание личности. | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
3.5. | Проработка конспекта лекций. Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
3.6. | Костюм в музейной экспозиции. Выполнение зарисовок, эскизов костюмов по фотографиям и музейным экспонатам для изучения видов одежды, ее покроя и орнаментики. Композиционный и стилистический анализ костюма. Анализ элементов и средств композиции костюма. | Практические | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
3.7. | Оформление практических работ. Подготовка к зачету. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
Раздел 4. Проектирование костюма | ||||||
4.1. | Творческие источники для проектирования костюма. Стилизация традиционного и исторического костюма. Принципы преобразования. Художественное и стилевое единство элементов костюма. | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
4.2. | Проработка конспекта лекций. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
4.3. | Творческие методы проектирования. Принципы трансформации различных творческих источников в костюмные формы. Алгоритм работы с творческим источником. Приемы преобразования творческого источника. Эскизирование. | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
4.4. | Оформление практической работы. | Сам. работа | 3 | 13 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
4.5. | Экзамен | 3 | 9 | ПК-8 | Л1.2, Л1.6, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.5, Л3.3, Л3.4, Л1.3, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов А.А. | История мировой культуры: учебное пособие | М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Козьякова М.И. | История. Культура. Повседневность. Западная Европа от античности до 20 века. : | М., 2002 | znanium.com |
Л1.3 | Буткевич Л. М. | История орнамента: | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Касьянов, В. В. | История культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.5 | Кирюшина Ю.В. | История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие | Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. | elibrary.asu.ru |
Л1.6 | Никитич Л.А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов | М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "ONLINE", 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Окладникова Е.А. | Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие | СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Кошаев В.Б. | Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
Л2.3 | Куракина И. И. | Архитектоника объемных форм в дизайне одежды: учебно-методическое пособие | Екатеринбург: Архитектон, , 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Никитина А.В. | Русская традиционная культура: Учебное пособие | М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 | e.lanbook.com |
Л2.5 | Миненко Л.В. | Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие | Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 | biblioclub.ru |
Л2.6 | Гнатюк О. А. | Набросок как средство графического изображения костюма: учебное пособие | катеринбург: Архитектон, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.7 | Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А., Тарасова О.П., Томина Т.А. | Методика проектирования костюма: Учебное пособие | Оренбургский государственный университет, 2015 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Борисова Е. А. | Разработка коллекции одежды по заданному источнику творчества: учебно-методическое пособие | ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 | biblioclub.ru |
Л3.2 | Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. | История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс | Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
Л3.3 | Черняева Е.Н. | История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература | Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
Л3.4 | Хабибуллина Л.В. | Основы композиции : Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности) 071501.65 Художественное проектирование костюма: Дизайн Композиция | Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, "Университетская библиотека ONLINE", 2009 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Дизайн одежды, он-лайн курс | fashionelement.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Электронная библиотечная система учебной и научной литературы | www.Ibooks.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |