Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель курса: - формирование представлений об основах теории и истории русской архитектуры; - ознакомление студентов с основными тенденциями формирования и развития народного зодчества с учетом философских, эстетических и художественных проблем в области архитектуры. Задачи курса: - изучение художественных методов и стилей, национальных особенностей архитектуры; - выделение основных теоретических и практических проблем в области зодчества; - освоение основных инструментов анализа и оценки состояния народного зодчества в современном обществе; - формирование представлений об основных эстетических и художественных принципах построения формы; - восприятие архитектуры как части культуры народа, его традиций и мировоззрения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11 |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о теории и истории крупнейших архитектурных памятников изучаемого региона. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: - теоретические основы архитектурного моделирования; - место народного зодчества в контексте общей культуры и духовной жизни современного человека; - трансформации человеческого сознания как философско-мировоззренческой системы в контексте проблем архитектуры. Уметь: - свободно владеть терминологией; - самостоятельно анализировать с помощью разнообразных подходов, концепций, позиций архитектурные объекты; - ориентироваться в современных проблем ах архитектуры вообще и в частности – региона; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками: - основными методами получения и использования информации; - понятиями и принципами для анализа новых ситуаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Архитектура как особый вид творчества | ||||||
1.1. | Виды и жанры пространственных искусств. Понятие стиля. Основные принципы архитектуры, ее художественно-композиционные средства. Общие замечания и круг проблем архитектуры и искусства. Концепция пространства в архитектуре. Терминология архитектуры, ее технические и стилистические элементы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.5, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Законспектировать работу Т.М. Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края». | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л2.5, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Поселения и жилища эпохи камня, бронзы и средневековья в Западной Сибири. | ||||||
2.1. | История исследования поселений и жилищ эпохи камня и бронзы. Палеолитические поселения и жилищные комплексы эпох мезолита, неолита и времени перехода к эпохе бронзы (Верхнее и Среднее Приобье). | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Поселения и жилища эпохи камня, бронзы и средневековья в Западной Сибири. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Написать словарь наиболее часто встречаемых архитектурных терминов. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-6 | Л2.4, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Культура русских Сибири (конец XVI – XVIII вв.) | ||||||
3.1. | История и динамика расселения русского населения с XVI в. Типы поселений. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Подобрать литературу по теме «культура русских в Сибири». Сопроводить список литературы краткими аннотациями. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-6 | Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. Многообразие форм в архитектуре Сибири конца XVII – XVIII вв. | ||||||
4.1. | Каменное строительство Сибири (конец XVII – XVIII вв.). Деревянное строительство Томска. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л1.1 |
4.2. | Каменное строительство Сибири (конец XVII – XVIII вв.). Деревянное строительство Томска. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1 |
4.3. | Подготовку к семинарскому занятию по теме "Каменное строительство Сибири (конец XVII – XVIII вв.). Деревянное строительство Томска." | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1 |
Раздел 5. Архитектура городов – заводов Сибири XVIII – XIX вв. | ||||||
5.1. | Промышленное зодчество Алтая XVIII – XIX вв. как памятник архитектуры. | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1 |
5.2. | Промышленное зодчество Алтая XVIII - ХIХ вв. как памятник архитектуры | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
5.3. | Подготовка к семинарскому занятию по курсу "Промышленное зодчество Алтая XVIII - ХIХ вв. как памятник архитектуры" | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-6 | Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. | ||||||
6.1. | Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л1.3 |
6.2. | Подготовка к семинарскому занятию по теме - Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-6 | Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
6.3. | Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.5, Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 7. Архитектура и архитекторы города Барнаула | ||||||
7.1. | Структурная основа города. Деревянное зодчество Барнаула. Творчество архитектора И.Ф. Носовича. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1 |
7.2. | Составить картотеку по теме: Архитектура и архитекторы Барнаула. Составить список сооружений г. Барнаула (или района проживания студента), представляющих интерес как в историческом, так и в стилистическом смысле. Обосновать выбор, подтвердить фотографиями, схемами, ссылками на источники и т.д. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-6 | Л2.4, Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Зачет | 5 | 4 | ПК-6 | Л2.4, Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская, Т. М. | Архитектура Алтая XVIII – начала ХХ в.: проблема интерпретации столичной архитектурной школы на территории Сибири: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Степанская, Т. М. | Очерки истории искусства Алтая : | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 | |
Л1.3 | Степанская, Т. М. | Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ащепков Е.А. | Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска : | Новосибирск : Советская архитектура, 1952 | |
Л2.2 | Копылова С.В. | Каменные строительство в Сибири. Конец XVII - XVIII вв. : монография | Новосибирск: изд. "Наука", Сибирское отделение, 1979 | |
Л2.3 | Степанская Т.М. | Архитектура Алтая XVII - начала XX вв: | Барнаул : Арт, 2006 | |
Л2.4 | Степанская Т.М. | Служили отечеству на Алтае: учебное пособие | Барнаул : Пикет., 1998 | |
Л2.5 | Степанская Т.М. | Очерки истории искусства Алтая: | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.6 | Баландин С.Н. | Архитектура Барнаула: | Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1974 | |
Л2.7 | А.П. Долнаков, Е.А. , А.А. Зотеева, Т.М. Степанская. | Памятники архитектуры города Барнаула: | Барнаул, 1982 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т. М. | Описание и анализ памятников искусства : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 | docplayer.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Ссылка на on-line-сайт: История архитектуры. Статья "Истоки архитектуры" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/2razv1.shtml | |||
Э2 | 2. Ссылка на on-line-статью Т.К. Щегловой "Типы крестьянской архитектуры" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/Res/p_arh/russian/pamjatn/type.html | |||
Э3 | 3. Ссылка на информационный портал: История Алтая с древнейших времен до наших дней. Раздел Архитектура [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.althisto.ru/arhitektura-i-iskusstvo-xviii-nachala-xx-v./arhitektura.html | |||
Э4 | 4. Ссылка на on-line-сайт "Мой Алтай". Раздел Архитектура. Памятники архитектуры. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://moialtai.ucoz.ru/index/arkhitektura/0-8 | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |