МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архитектуры региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История архитектуры региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
- формирование представлений об основах теории и истории русской архитектуры;
- ознакомление студентов с основными тенденциями формирования и развития народного зодчества с учетом философских, эстетических и художественных проблем в области архитектуры.
Задачи курса:
- изучение художественных методов и стилей, национальных особенностей архитектуры;
- выделение основных теоретических и практических проблем в области зодчества;
- освоение основных инструментов анализа и оценки состояния народного зодчества в современном обществе;
- формирование представлений об основных эстетических и художественных принципах построения формы;
- восприятие архитектуры как части культуры народа, его традиций и мировоззрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о теории и истории крупнейших архитектурных памятников изучаемого региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- теоретические основы архитектурного моделирования;
- место народного зодчества в контексте общей культуры и духовной жизни современного человека;
- трансформации человеческого сознания как философско-мировоззренческой системы в контексте проблем архитектуры.
Уметь:
- свободно владеть терминологией;
- самостоятельно анализировать с помощью разнообразных подходов, концепций, позиций архитектурные объекты;
- ориентироваться в современных проблем ах архитектуры вообще и в частности – региона;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками:
- основными методами получения и использования информации;
- понятиями и принципами для анализа новых ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура как особый вид творчества
1.1. Виды и жанры пространственных искусств. Понятие стиля. Основные принципы архитектуры, ее художественно-композиционные средства. Общие замечания и круг проблем архитектуры и искусства. Концепция пространства в архитектуре. Терминология архитектуры, ее технические и стилистические элементы. Лекции 5 2 ПК-6 Л2.5, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Законспектировать работу Т.М. Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края». Сам. работа 5 8 ПК-6 Л2.5, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Поселения и жилища эпохи камня, бронзы и средневековья в Западной Сибири.
2.1. История исследования поселений и жилищ эпохи камня и бронзы. Палеолитические поселения и жилищные комплексы эпох мезолита, неолита и времени перехода к эпохе бронзы (Верхнее и Среднее Приобье). Практические 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Поселения и жилища эпохи камня, бронзы и средневековья в Западной Сибири. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Написать словарь наиболее часто встречаемых архитектурных терминов. Сам. работа 5 10 ПК-6 Л2.4, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Культура русских Сибири (конец XVI – XVIII вв.)
3.1. История и динамика расселения русского населения с XVI в. Типы поселений. Лекции 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Подобрать литературу по теме «культура русских в Сибири». Сопроводить список литературы краткими аннотациями. Сам. работа 5 10 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Многообразие форм в архитектуре Сибири конца XVII – XVIII вв.
4.1. Каменное строительство Сибири (конец XVII – XVIII вв.). Деревянное строительство Томска. Лекции 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л1.1
4.2. Каменное строительство Сибири (конец XVII – XVIII вв.). Деревянное строительство Томска. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1
4.3. Подготовку к семинарскому занятию по теме "Каменное строительство Сибири (конец XVII – XVIII вв.). Деревянное строительство Томска." Сам. работа 5 10 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1
Раздел 5. Архитектура городов – заводов Сибири XVIII – XIX вв.
5.1. Промышленное зодчество Алтая XVIII – XIX вв. как памятник архитектуры. Практические 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1
5.2. Промышленное зодчество Алтая XVIII - ХIХ вв. как памятник архитектуры Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.1
5.3. Подготовка к семинарскому занятию по курсу "Промышленное зодчество Алтая XVIII - ХIХ вв. как памятник архитектуры" Сам. работа 5 12 ПК-6 Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв.
6.1. Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. Практические 5 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1, Л1.3
6.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. Сам. работа 5 10 ПК-6 Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Культовая архитектура Алтая XVIII - ХIХ вв. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.5, Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 7. Архитектура и архитекторы города Барнаула
7.1. Структурная основа города. Деревянное зодчество Барнаула. Творчество архитектора И.Ф. Носовича. Сам. работа 5 4 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.7, Л1.1
7.2. Составить картотеку по теме: Архитектура и архитекторы Барнаула. Составить список сооружений г. Барнаула (или района проживания студента), представляющих интерес как в историческом, так и в стилистическом смысле. Обосновать выбор, подтвердить фотографиями, схемами, ссылками на источники и т.д. Сам. работа 5 12 ПК-6 Л2.4, Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.3. Зачет 5 4 ПК-6 Л2.4, Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская, Т. М. Архитектура Алтая XVIII – начала ХХ в.: проблема интерпретации столичной архитектурной школы на территории Сибири: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Степанская, Т. М. Очерки истории искусства Алтая : Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014
Л1.3 Степанская, Т. М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ащепков Е.А. Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска : Новосибирск : Советская архитектура, 1952
Л2.2 Копылова С.В. Каменные строительство в Сибири. Конец XVII - XVIII вв. : монография Новосибирск: изд. "Наука", Сибирское отделение, 1979
Л2.3 Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVII - начала XX вв: Барнаул : Арт, 2006
Л2.4 Степанская Т.М. Служили отечеству на Алтае: учебное пособие Барнаул : Пикет., 1998
Л2.5 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.6 Баландин С.Н. Архитектура Барнаула: Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1974
Л2.7 А.П. Долнаков, Е.А. , А.А. Зотеева, Т.М. Степанская. Памятники архитектуры города Барнаула: Барнаул, 1982
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т. М. Описание и анализ памятников искусства : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 docplayer.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ссылка на on-line-сайт: История архитектуры. Статья "Истоки архитектуры" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/2razv1.shtml
Э2 2. Ссылка на on-line-статью Т.К. Щегловой "Типы крестьянской архитектуры" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/Res/p_arh/russian/pamjatn/type.html
Э3 3. Ссылка на информационный портал: История Алтая с древнейших времен до наших дней. Раздел Архитектура [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.althisto.ru/arhitektura-i-iskusstvo-xviii-nachala-xx-v./arhitektura.html
Э4 4. Ссылка на on-line-сайт "Мой Алтай". Раздел Архитектура. Памятники архитектуры. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://moialtai.ucoz.ru/index/arkhitektura/0-8
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.