Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «История музеев Сибири» является подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении особенностями формирования художественных коллекций и сохранения культурного наследия Сибирских музеев. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: -дать представление об основах истории Сибирского музейного дела; -ознакомление с уникальностью художественных коллекций в культурном пространстве региона; -охарактеризовать особенности формирования провинциальных фондов художественных музеев; -на конкретном историческом и современном материале приобретение навыков популяризации и сохранения культурного наследия региона; -обеспечение понимания студентами богатейшего опыта, накопленного музеями Сибирского региона; -познакомить студентов с современными провинциальными музейными площадками; -сформировать их представление об архитектурном пространстве города; -выработать навыки деятельности бакалавра в художественно-культурном пространстве; -владеть навыками историографического и библиографического анализа, а также поиска информации в электронных сетях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю возникновения художественных музеев Сибири; основные характеристики художественных коллекций России и Сибири; общие концепции истории развития сибирских музеев; структуру региональной музейной системы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять место художественных коллекций региона в контексте развития отечественного и мирового искусства; использовать базовые знания истории искусств в ходе популяризации сибирского культурного наследия; обеспечить понимание студентами богатейшего опыта, накопленного музеями Сибирского региона; анализировать художественные коллекции, в том числе замечательные памятники изобразительного искуства с XVI по XXI вв.; критически осмысливать основные проблемы сохранения сибирского культурного наследия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления проблем, связанных с сохранением региональных памятников художественного наследия и способами их презентаций; самостоятельно анализировать главные этапы процесса складывания многослойного провинциального музейного мира анализом современной историко-культурной проблематики по сохранению и популяризации отечественного художественного и природного наследия; методикой работы искусствоведа; навыками бережного отношения к художественно-культурному наследию и человеку; исследовательского поиска в библиотечных, электронных каталогах и сетевых ресурсах для предоставления информации в пользование музеев, архивов и библиотек, а также местного самоуправления органов культуры и искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы музейного дела | ||||||
1.1. | Типология музеев. Музей как объект исторического исследования. Определение, структура, функции музея.Историография сибирского музея. | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Историография сибирского музея.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Специфика художественных разделов сибирских краеведческих музеев.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Музеи Сибири в ХVIII - на рубеже ХХI веков | ||||||
2.1. | Зарождение художественных коллекций в Сибири в XVIII - вт. пол. XIX веков. Иркутский Музеум. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Зарождение художественных коллекций в Сибири в ХIX – нач. ХХ веков. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.3, Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в XIX - вт. пол. ХХ вв. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в ХVIII – нач. ХХ вв.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в XIX - вт. пол. ХХ вв. (Проработка лекцтонного материала. Подготовка к практическому занятию). | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Пешеходная экскурсия. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.2 |
2.9. | Музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Вузовские выставочные площадки г. Барнаула на рубеже XX-XXI веков.Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л3.3, Л2.2, Л1.2 |
2.11. | Музеи-заповедники как объекты культурного наследия. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Вузовские выставочные площадки г. Барнаула на рубеже XX-XXI веков. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.2 |
2.13. | Музеи-заповедники как объекты культурного наследия.Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
2.14. | Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. (Подготовка к семинарскому занятию. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Сибирские музеи: проблемы и тенденции современного развития в ХХI веке | ||||||
3.1. | Музейная интеграция Сибири в мировую систему познавательного туризма. | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Музейная интеграция Сибири в мировую систему познавательного туризма.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, посещение музеев/галерей). | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Участие в выставках/презенткациях художественных музеев/галерей. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Выполнение письменной работы на одну из предложенных тем. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Зачет | 3 | 4 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова, Т. Г. | Музеология: введение в профессию: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | И. В. Черняева | Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: | Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/129 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова, Т. Г. | Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие | Барнаул: АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/739 |
Л2.2 | Степанская, Т. М. | Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Гребенникова, Т. Г. | Исторические музеи: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Степанская Т.М. | Художественное наследие Алтая и сопредельных территорий (Казахстан, Монголия, Китай) в контексте проблемы преемственности поколений: монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | Степанская Т.М. | Художественная критика: семинар-практикум: [учеб. пособие]. | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Музеи Сибири. - Барнаул,2007-2013. - [Электронный ресурс]. | http://museum.nsc.ru/sibir/index.html. – (дата обращения) | ||
Э2 | Музеи России. - [Электронный ресурс]. | www.museum.ru | ||
Э3 | Музей «Город». - [Электронный ресурс] | www.barnaul-museum.ru | ||
Э4 | Галерея «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета. - [Электронный ресурс]. | www.asu.ru | ||
Э5 | О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г. - [Электронный ресурс]. | www.rosizo.ru | ||
Э6 | Российская музейная энциклопедия: Интернет-версия. - [Электронный ресурс]. | www.museum.ru | ||
Э7 | Государственный художественный музей Алтайского края. - [Электронный ресурс] | http://muzei.ab.ru/ (дата обращения). | ||
Э8 | История музеев Сибири | portal.edu.asu.ru | ||
Э9 | Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. - [Электронный ресурс]. | www.gmilika.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |