МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Черняева И.В.

Рецензент(ы):
Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
История музеев Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История музеев Сибири» является подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении особенностями формирования художественных коллекций и сохранения культурного наследия Сибирских музеев.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
-дать представление об основах истории Сибирского музейного дела;
-ознакомление с уникальностью художественных коллекций в культурном пространстве региона;
-охарактеризовать особенности формирования провинциальных фондов художественных музеев;
-на конкретном историческом и современном материале приобретение навыков популяризации и сохранения культурного наследия региона;
-обеспечение понимания студентами богатейшего опыта, накопленного музеями Сибирского региона;
-познакомить студентов с современными провинциальными музейными площадками;
-сформировать их представление об архитектурном пространстве города;
-выработать навыки деятельности бакалавра в художественно-культурном пространстве;
-владеть навыками историографического и библиографического анализа, а также поиска информации в электронных сетях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения художественных музеев Сибири;
основные характеристики художественных коллекций России и Сибири;
общие концепции истории развития сибирских музеев;
структуру региональной музейной системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять место художественных коллекций региона в контексте развития отечественного и мирового искусства;
использовать базовые знания истории искусств в ходе популяризации сибирского культурного наследия;
обеспечить понимание студентами богатейшего опыта, накопленного музеями Сибирского региона;
анализировать художественные коллекции, в том числе замечательные памятники изобразительного искуства с XVI по XXI вв.;
критически осмысливать основные проблемы сохранения сибирского культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления проблем, связанных с сохранением региональных памятников художественного наследия и способами их презентаций;
самостоятельно анализировать главные этапы процесса складывания многослойного провинциального музейного мира
анализом современной историко-культурной проблематики по сохранению и популяризации отечественного художественного и природного наследия;
методикой работы искусствоведа;
навыками бережного отношения к художественно-культурному наследию и человеку;
исследовательского поиска в библиотечных, электронных каталогах и сетевых ресурсах для предоставления информации в пользование музеев, архивов и библиотек, а также местного самоуправления органов культуры и искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы музейного дела
1.1. Типология музеев. Музей как объект исторического исследования. Определение, структура, функции музея.Историография сибирского музея. Лекции 3 2 ПК-9 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Историография сибирского музея.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 4 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Специфика художественных разделов сибирских краеведческих музеев.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Практические 3 2 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Музеи Сибири в ХVIII - на рубеже ХХI веков
2.1. Зарождение художественных коллекций в Сибири в XVIII - вт. пол. XIX веков. Иркутский Музеум. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Зарождение художественных коллекций в Сибири в ХIX – нач. ХХ веков. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Практические 3 2 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в XIX - вт. пол. ХХ вв. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Лекции 3 2 ПК-9 Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в ХVIII – нач. ХХ вв.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в XIX - вт. пол. ХХ вв. (Проработка лекцтонного материала. Подготовка к практическому занятию). Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.2
2.6. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Сам. работа 3 8 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.8. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Пешеходная экскурсия. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.2
2.9. Музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Вузовские выставочные площадки г. Барнаула на рубеже XX-XXI веков.Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л3.3, Л2.2, Л1.2
2.11. Музеи-заповедники как объекты культурного наследия. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.12. Вузовские выставочные площадки г. Барнаула на рубеже XX-XXI веков. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.2
2.13. Музеи-заповедники как объекты культурного наследия.Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. Сам. работа 3 2 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.14. Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. (Подготовка к семинарскому занятию. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Сибирские музеи: проблемы и тенденции современного развития в ХХI веке
3.1. Музейная интеграция Сибири в мировую систему познавательного туризма. Лекции 3 2 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Музейная интеграция Сибири в мировую систему познавательного туризма.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, посещение музеев/галерей). Практические 3 2 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Участие в выставках/презенткациях художественных музеев/галерей. Сам. работа 3 10 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.4. Выполнение письменной работы на одну из предложенных тем. Сам. работа 3 12 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.5. Зачет 3 4 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова, Т. Г. Музеология: введение в профессию: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 И. В. Черняева Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова, Т. Г. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/739
Л2.2 Степанская, Т. М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Гребенникова, Т. Г. Исторические музеи: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л3.2 Степанская Т.М. Художественное наследие Алтая и сопредельных территорий (Казахстан, Монголия, Китай) в контексте проблемы преемственности поколений: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.3 Степанская Т.М. Художественная критика: семинар-практикум: [учеб. пособие]. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музеи Сибири. - Барнаул,2007-2013. - [Электронный ресурс]. http://museum.nsc.ru/sibir/index.html. – (дата обращения)
Э2 Музеи России. - [Электронный ресурс]. www.museum.ru
Э3 Музей «Город». - [Электронный ресурс] www.barnaul-museum.ru
Э4 Галерея «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета. - [Электронный ресурс]. www.asu.ru
Э5 О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г. - [Электронный ресурс]. www.rosizo.ru
Э6 Российская музейная энциклопедия: Интернет-версия. - [Электронный ресурс]. www.museum.ru
Э7 Государственный художественный музей Алтайского края. - [Электронный ресурс] http://muzei.ab.ru/ (дата обращения).
Э8 История музеев Сибири portal.edu.asu.ru
Э9 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. - [Электронный ресурс]. www.gmilika.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.