МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы рассмотрения и разрешения трудовых споров в РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП-с,ТП-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Прасолова И.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы рассмотрения и разрешения трудовых споров в РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения обучающимися дисциплины является овладение ими знаниями законодательства о трудовых спорах и практикой его применения. Обучающиеся должны изучить научные взгляды и концепции, существующие в науке, нормы права, регулирующие отношения по разрешению трудовых споров, уметь анализировать законодательство о трудовых спорах и применять его на практике, знать имеющиеся в нем противоречия и пробелы, пути их устранения, Целью освоения дисциплины является также ознакомление не только с материально-процессуальным, но и социально-правовым аспектом такого явления, как трудовой спор.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-7:
- основные понятия и категории института «Трудовые споры»;
- основные положения законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих рассмотрение и разрешение трудовых споров.
ПК-9:
- основные характеристики трудового спора как социального конфликта;
- предмет трудовых споров, их стороны, виды трудовых споров, отличия индивидуальных трудовых споров от коллективных, порядок их разрешения, правовой статус субъектов, участвующих в разрешении трудовых споров, основные положения о трудовых процессуальных отношениях.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-7:
- юридически грамотно, квалифицированно толковать и применять нормы материального и процессуального права при рассмотрении и разрешении трудовых споров;
ПК-9:
- принимать оптимальные управленческие решения в сфере рассмотрения и разрешения трудовых споров.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-7:
- терминологией института «Трудовые споры»;
- навыками толкования и применения нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении трудовых споров.
ПК-9:
- навыками принятия оптимальных управленческих решений в сфере рассмотрения и разрешения трудовых споров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие трудового спора как социального конфликта
1.1. Необходимые элементы трудового спора как социального конфликта: противоречие как основание возникновения конфликта, цель конфликтного взаимодействия, объект и предмет конфликта. Причины и условия возникновения трудовых споров. Сам. работа 1 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Динамика и функции трудового спора как социального конфликта
2.1. Стадии развития трудового спора как социального конфликта: предконфликтная ситуация; собственно конфликт; послеконфликтная стадия. Способы и методы завершения конфликта. Классификация функций трудового спора. Конструктивные и деструктивные функции трудового спора. Сам. работа 1 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Динамика трудового спора как социального конфликта. Функции трудового спора. Практические 1 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Понятие индивидуального трудового спора
3.1. Понятие индивидуального трудового спора. Соотношение понятий «разногласие» и «трудовой спор». Признаки индивидуального трудового спора. Виды индивидуальных трудовых споров. Сам. работа 1 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора
4.1. Практическое занятие по решению задач Практические 1 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Формирование комиссии по трудовым спорам; компетенция комиссии по трудовым спорам; порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам; вынесение решения комиссией по трудовым спорам; исполнение решения комиссии по трудовым спорам. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу. Особенности исполнения решений о восстановлении на работе. Практические 1 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Формирование комиссии по трудовым спорам; компетенция комиссии по трудовым спорам; порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам; вынесение решения комиссией по трудовым спорам; исполнение решения комиссии по трудовым спорам. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу. Особенности исполнения решений о восстановлении на работе. Сам. работа 1 12 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Понятие коллективного трудового спора
5.1. Понятие, виды, стороны коллективных трудовых споров. Момент начала коллективного трудового спора.Предмет коллективного трудового спора. Сам. работа 1 12 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Порядок разрешения коллективного трудового спора.
6.1. Примирительные процедуры. Лекции 1 1 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Лабораторный практикум Практические 1 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Порядок проведения примирительных процедур Сам. работа 1 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Забастовка
7.1. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Локаут. Сам. работа 1 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Понятие юридического процесса
8.1. Концепции понимания юридического процесса. Основания возникновения процессуальных правоотношений. Признаки юридического процесса. Практические 1 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Концепции понимания юридического процесса. Сам. работа 1 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Трудовые процессуальные правоотношения в предмете трудового права
9.1. Процессуальные правоотношения, связанные с рассмотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров. Проблемы выделения иных трудовых процессуальных правоотношений. Реформирование системы рассмотрения трудовых споров. Проблемы кодификации трудового процессуального законодательства. Лекции 1 1 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Реформирование системы рассмотрения трудовых споров. Проблемы кодификации трудового процессуального законодательства. Сам. работа 1 8 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Соотношение понятий «трудовой спор» и «конфликт». Понятие трудового конфликта.
2. Причины и условия возникновения трудовых споров.
3. Динамика трудового спора как социального конфликта.
4. Функции трудового спора как социального конфликта.
5. Понятие, предмет и стороны индивидуального трудового спора. Соотношение понятий «разногласие» и «трудовой спор».
6. Признаки индивидуального трудового спора.
7. Виды индивидуальных трудовых споров.
8. Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Подведомственность индивидуальных трудовых споров.
9. Медиация как альтернативный способ урегулирования трудовых споров.
10. Рассмотрение трудовых споров органами федеральной инспекции труда и в порядке подчиненности.
11. Формирование комиссии по трудовым спорам и ее компетенция.
12. Порядок рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам. Исполнение решения комиссии по трудовым спорам.
13. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах.
14. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу.
15. Понятие и предмет коллективного трудового спора. Отличие от индивидуального трудового спора.
16. Виды коллективных трудовых споров.
17. Стороны коллективных трудовых споров.
18. Выдвижение требований работников и их представителей. Момент начала коллективного трудового спора.
19. Общая характеристика примирительных процедур, применяемых при разрешении коллективного трудового спора.
20. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
21. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
22. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
23. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора.
24. Уклонение от участия в примирительных процедурах.
25. Соглашения в ходе коллективного трудового спора и ответственность за их неисполнение.
26. Понятие и признаки забастовки. Право на забастовку.
27. Порядок объявления забастовки. Орган, возглавляющий забастовку.
28. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки.
29. Основания и порядок признания забастовки незаконной. Ответственность за незаконные забастовки.
30. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Запрещение локаута.
31. Концепции понимания юридического процесса.
32.Соотношение понятий «процесс» и «процедура».
33. Признаки юридического процесса.
34.Трудовые процессуальные правоотношения
35. Реформирование системы рассмотрения трудовых споров.
36. Проблемы кодификации трудового процессуального законодательства.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петров А.Я. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Староверова К.О. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Темы лекционных и практических занятий по дисциплине "Проблемы рассмотрения и разрешения трудовых споров в РФ" отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой; выбраны исходя из их значения для изучения курса и необходимости формирования умений и навыков применения правовых норм к конкретным практическим ситуациям (на примере решения задач, составления правоприменительных документов, анализа судебной практики и т.д.). Теоретические вопросы и практические задания сформулированы с учетом значимости для изучения как курса в целом, так и отдельной темы. Темы занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены.
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. Обучающимся рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала обучающимся предлагается ряд теоретических вопросов, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства.
Помимо ответа на теоретические вопросы обучающимся предлагается решить тренировочные тесты и ряд практических заданий. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение задачи должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Обучающиеся кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) обучающимся следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Подготовка и участие в лабораторном практикуме, практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. Если у обучающихся в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. Решая контрольные задания, обучающиеся приобретают навык практической работы с нормативным материалом.
о года.
По завершению изучаемого курса студенты должны показать знание положений нормативных актов, связанных с применением законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в РФ; владеть терминологией обозначающей соответствующие правовые явления в сфере пенсионного обеспечения; уметь толковать и применять нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в сфере пенсионного обеспечения.
Формой итогового контроля является зачет. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два теоретико-практических вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа отвечающему дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.Итоговое выставление оценки производится на основании ответа обучающегося на вопросы зачетного билета с учетом результатов практических заданий, лабораторного практикума, решения задач, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение времени изучения дисциплины.