МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства эпохи Барокко и Классицизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - сформировать представление об особенностях развития западноевропейского изобразительного искусства XVII века, эпохи Барокко и классицизма.
Задачи дисциплины:
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений;
- умения определять их место и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- сформировать навык самостоятельной исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы и особенности развития западноевропейского изобразительного искусства XVII века;
- творчество ведущих мастеров эпохи Барокко и Классицизма;
- особенности художественного метода эпохи Барокко и Классицизма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений эпохи Барокко и Классицизма в культурно-историческом контексте развития искусства;
- сравнивать искусство эпохи Барокко и эпохи Классицизма;
- анализровать произведения эпохи Барокко и Классицизма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- стилистического анализа художественных произведений эпохи Барокко и Классицизма;
- самостоятельной исследовательской работы;
- критически анализировать информацию по истории, теории и методологии искусства эпохи Барокко и Классицизма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика изобразительного искусства Западной Европы XVII века.
1.1. Общая характеристика изобразительного искусства Западной Европы XVII века Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Особенности развития барочных традиций и традиций классицизма в искусстве Западной Европы XVII века Лекции 3 2 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Основные художественные направления итальянской живописи рубежа XVI—XVII вв Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2
1.4. Основные художественные направления итальянской живописи рубежа XVI—XVII вв Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Общая характеристика изобразительного искусства Западной Европы XVII века: сравните черты произведений в эпоху Барокко и Классицизма (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Особенности развития барочных традиций в искусстве Западной Европы XVII века. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.7. Основные художественные направления итальянской живописи рубежа XVI—XVII вв.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство отдельных стран Западной Европы XVII века.
2.1. Особенности развития испанского изобразительного искусства. Лекции 3 1 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.2. Особенности фламандского барокко. Лекции 3 1 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.3. Особенности формирования жанров в голландской живописи. Сам. работа 3 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.4. Искусство абсолютистской Франции XVII века. Сам. работа 3 2 ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Особенности развития испанского изобразительного искусства. Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.6. Особенности фламандского барокко. Практические 3 1 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Особенности формирования жанров в голландской живописи. Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.8. Искусство абсолютистской Франции XVII века. Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.9. Особенности развития испанского изобразительного искусства.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.10. Особенности фламандского барокко. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 10 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Особенности формирования жанров в голландской живописи.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, подготовка к семинарскому заятию). Сам. работа 3 12 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Искусство абсолютистской Франции XVII века.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 3 13 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Экзамен 3 9 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курило, Л.В. История архитектурных стилей: учебник Российская международная академия туризма // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258170
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муртазина, С.А. История искусства XVII века: учебное пособие КНИТУ // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259057
Л2.2 Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств: монография Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГМИИ им. А.С. Пушкина www.arts-museum.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э4 Русский музей rusmuseum.ru
Э5 Европейский классицизм XVII — XVIII вв. arx.novosibdom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.