Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 127 | 127 | 127 | 127 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Основы экскурсоведения» является подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении исторического развития и методических основ экскурсоведения. В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи: -дать содержание основных понятий экскурсионной тематики и подходы к их интерпретации; -проследить основные периоды развития истории отечественного экскурсионного дела; -охарактеризовать особенности и основные подходы методического обеспечения экскурсионных проектов; -на конкретном историческом и современном материале изучить основы экскурсионной практики; -понимать значение исторического наследия мировой культуры; -познакомить студентов с современными провинциальными экскурсионными маршрутами; -выработать навыки деятельности экскурсовода; -владеть навыками историографического и библиографического анализа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах |
ПК-10 | способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об особенностях и основных подходах методического обеспечения экскурсионных проектов;теоретические основы экскурсоведения; историю развития отечественного экскурсионного дела; понятийно-терминологический аппарат дисциплины («экскурсия», «показ», «рассказ», «экскурсовод»); основы педагогического общения; классификация экскурсий; методику и технику ведения экскурсий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять цели, задачи и методы экскурсионной и экскурсионно-туристской работы; применять классификацию и типологию экскурсий; разбираться в специфике, назначении и организации экскурсий разного профиля; разрабатывать методическое экскурсионное обеспечение маршрутов; пользоваться нормативными документами в сфере экскурсионной деятельности; использовать педагогическую технику в экскурсионной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками организации экскурсионного пространства; анализом современной историко-культурной проблематики по сохранению и популяризации отечественного художественного и природного наследия; проектными подходами к разработке и реализации социокультурных программ в области экскурсионной деятельности; основными навыками проектирования экскурсионных маршрутов; навыками историографического и библиографического анализа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы экскурсоведения | ||||||
1.1. | Общая характеристика экскурсоведения. История возникновения экскурсионной деятельности в России. Сущность, функции и признаки экскурсии | Лекции | 4 | 2 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Работа с лекционным материалом, подготовка к семинару по теме: Общая характеристика экскурсоведения. История возникновения экскурсионной деятельности в России | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Общая характеристика истории возникновения экскурсионной деятельности в России. | Практические | 4 | 2 | ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Общая характеристика экскурсоведения. История возникновения экскурсионной деятельности в России (работа с лекционным материалом) | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-9, ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Экскурсионная методика | ||||||
2.1. | Технология подготовки новой экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. | Лекции | 4 | 2 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Подготовка к практической работе по теме: Технология подготовки новой экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Проработка лекционного материала по теме: Технология подготовки новой экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Технология подготовки новой экскурсии. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-9, ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Методика проведения экскурсий. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.6. | Техника ведения экскурсий. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3 |
2.7. | Составление маршрута экскурсии /обзорная по городу | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
2.8. | Экскурсионный тренинг /обзорная по музею, галерее, городу | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
2.9. | Составление маршрута экскурсии /обзорная по музею, галерее, городу | Практические | 4 | 2 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Профессиональное мастерство экскурсовода | ||||||
3.1. | Личность экскурсовода. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Проработка лекционного материала по теме Личность экскурсовода. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Участие в тренинге мастерство речевое экскурсовода. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
3.4. | Тренинг к теме: Личность экскурсовода. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-9 | Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Выполнение письменной работы на одну из предложенных тем. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
3.6. | Экзамен | 4 | 9 | ПК-9, ПК-10 | Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Курило, Л.В. | Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие | М. : Советский спорт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М. | Культовое зодчество Алтая (VIII- нач.XX вв.): монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | |
Л2.2 | Добрина, Н. А. | Экскурсоведение: | Москва : Флинта//ЭБС АлтГУ, 2013 | |
Л2.3 | Долженко, Г.П. | Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения: учебное пособие | Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии | История музеев Сибири: рабочая программа и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | |
Л3.2 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
Л3.3 | Степанская Т.М., Степанская Э.В. | Методические рекомендации для составления научного аннотированного каталога художественной выставки: метод. реком. | Барнаул, АлтГУ, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Музеи России | www.museum.ru | ||
Э2 | Б. В. Емельянов Экскурсоведение. Учебник | sharedbook.ru | ||
Э3 | О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г.] | www.rosizo.ru | ||
Э4 | Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина | www.shukshin.museum.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |