МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экскурсоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 127
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы экскурсоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы экскурсоведения» является подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении исторического развития и методических основ экскурсоведения.
В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
-дать содержание основных понятий экскурсионной тематики и подходы к их интерпретации;
-проследить основные периоды развития истории отечественного экскурсионного дела;
-охарактеризовать особенности и основные подходы методического обеспечения экскурсионных проектов;
-на конкретном историческом и современном материале изучить основы экскурсионной практики;
-понимать значение исторического наследия мировой культуры;
-познакомить студентов с современными провинциальными экскурсионными маршрутами;
-выработать навыки деятельности экскурсовода;
-владеть навыками историографического и библиографического анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
ПК-10 способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об особенностях и основных подходах методического обеспечения экскурсионных проектов;теоретические основы экскурсоведения; историю развития отечественного экскурсионного дела; понятийно-терминологический аппарат дисциплины («экскурсия», «показ», «рассказ», «экскурсовод»); основы педагогического общения; классификация экскурсий; методику и технику ведения экскурсий.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять цели, задачи и методы экскурсионной и экскурсионно-туристской работы;
применять классификацию и типологию экскурсий; разбираться в специфике, назначении и организации экскурсий разного профиля;
разрабатывать методическое экскурсионное обеспечение маршрутов;
пользоваться нормативными документами в сфере экскурсионной деятельности;
использовать педагогическую технику в экскурсионной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации экскурсионного пространства;
анализом современной историко-культурной проблематики по сохранению и популяризации отечественного художественного и природного наследия;
проектными подходами к разработке и реализации социокультурных программ в области экскурсионной деятельности;
основными навыками проектирования экскурсионных маршрутов;
навыками историографического и библиографического анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы экскурсоведения
1.1. Общая характеристика экскурсоведения. История возникновения экскурсионной деятельности в России. Сущность, функции и признаки экскурсии Лекции 4 2 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Работа с лекционным материалом, подготовка к семинару по теме: Общая характеристика экскурсоведения. История возникновения экскурсионной деятельности в России Сам. работа 4 12 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Общая характеристика истории возникновения экскурсионной деятельности в России. Практические 4 2 ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Общая характеристика экскурсоведения. История возникновения экскурсионной деятельности в России (работа с лекционным материалом) Сам. работа 4 12 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Экскурсионная методика
2.1. Технология подготовки новой экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. Лекции 4 2 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
2.2. Подготовка к практической работе по теме: Технология подготовки новой экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. Сам. работа 4 12 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
2.3. Проработка лекционного материала по теме: Технология подготовки новой экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. Сам. работа 4 8 ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
2.4. Технология подготовки новой экскурсии. Сам. работа 4 8 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.5. Методика проведения экскурсий. Сам. работа 4 7 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.6. Техника ведения экскурсий. Сам. работа 4 6 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3
2.7. Составление маршрута экскурсии /обзорная по городу Сам. работа 4 6 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
2.8. Экскурсионный тренинг /обзорная по музею, галерее, городу Сам. работа 4 6 ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
2.9. Составление маршрута экскурсии /обзорная по музею, галерее, городу Практические 4 2 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное мастерство экскурсовода
3.1. Личность экскурсовода. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения. Сам. работа 4 8 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Проработка лекционного материала по теме Личность экскурсовода. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения. Сам. работа 4 8 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1
3.3. Участие в тренинге мастерство речевое экскурсовода. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.4. Тренинг к теме: Личность экскурсовода. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения. Сам. работа 4 12 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.5. Выполнение письменной работы на одну из предложенных тем. Сам. работа 4 12 ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.6. Экзамен 4 9 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие М. : Советский спорт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая (VIII- нач.XX вв.): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013
Л2.2 Добрина, Н. А. Экскурсоведение: Москва : Флинта//ЭБС АлтГУ, 2013
Л2.3 Долженко, Г.П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения: учебное пособие Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии История музеев Сибири: рабочая программа и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л3.2 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
Л3.3 Степанская Т.М., Степанская Э.В. Методические рекомендации для составления научного аннотированного каталога художественной выставки: метод. реком. Барнаул, АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музеи России www.museum.ru
Э2 Б. В. Емельянов Экскурсоведение. Учебник sharedbook.ru
Э3 О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г.] www.rosizo.ru
Э4 Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина www.shukshin.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.