МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегия стилеобразования в искусстве костюма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 99
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Стратегия стилеобразования в искусстве костюма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса формирование знаний о теории и практике стилеобразования в костюме в контексте развития культуры, искусства, дизайна, а также изучение истории истилеобразования, его особенностей в искусстве костюма для формирования способности использовать традиционные и эффективные инновационные методы в художественном проектировании, разрабатывать план сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе стилевых концепций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
ПК-9 способность разрабатывать план сценария показа, демонстрации, выставки изделий на основе определенной концепции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности стилей в искусстве, архитектуре и костюмном дизайне на различных этапах развития культуры;
характерные особенности и признаки основных стилей и направлений в искусстве и проектировании костюма;
концепции стилеобразования в искусстве костюма;
специфику разработки коллекции для модного показа, подиумной демонстрации, выставки изделий.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать стилевые особенности произведений всех видов дизайна костюма с позиции исторических и региональных условий их существования;
использовать знания об истории стилей в искусстве в художественном проектировании костюма;
использовать стратегию стилеобразования костюмного коплекса в концептуальном ряду показа моделей, демонстрации моделей или выставки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными эффективными методами художественного проектирования костюма на основе знания стилей и направлений в искусстве;
навыками стратегического планирования и организации показа моделей, демонстрации или выставки ;
методами художественного проектирования коллекции костюмов для показа и выставочной программы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Хронология исторического развития мировой культуры, искусства и других эстетических видов проектной деятельности
1.1. Многообразие подходов к определению "культура", "искусство", "стиль" Лекции 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Проблема стиля в мировой культуре и искусстве Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Стили и направлени в искусстве Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Становление культурологии как науки и развитие стилей в искусстве в историческом контексте Лекции 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Стратегия и тактика как методы в формировании имиджа Практические 1 4 ПК-4, ПК-9 Л2.4, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Стилеобразованияе в произведениях изобразительного и пространственного искусства. Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.4, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Развитие мировой культуры в историческом контексте
2.1. Первобытная культура и искусство Древнего мира в историческом контексте Лекции 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Особенности формирования и развития искусства костюма в древнейший период (первобытнообщинная эпоха, искусство Древнего Востока) Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Искусство Древнего Востока: Египет, Месопотамия Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Мировоззрение и культура античности в костюме Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.5. "Античный след» в формировании стилей Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Культура и искусство костюма Западной Европы в период средних веков Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Особенности культуры и искусства Западной Европы в период средних веков Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Искусство костюма эпохи Возрождения на примере Италии, Франции, Нидерландов Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.9. Искусство Возрождения - особенности и факторы становления стилей Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.10. Стили и направления искусства костюма в период с 17-19 вв. Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.11. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах в период с 17-19 вв. Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.12. Стили искусства костюма в ХХ веке Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.7, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.13. Авангардные направления в культуре и искусстве Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.7, Л3.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Влияние исторических эпох на формирование стилей
3.1. Процессы стилеобразования в искусстве костюма Лекции 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.1
3.2. Формирование стилевых концепций в костюме на основе искусства древности (первобытная культура, искусство древнего Востока) Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.1
3.3. Проектирование коллекции на тему Древний Восток Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.1
3.4. Проектирование коллекции на тему: Древняя Греция, Древний Рим Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.1
3.5. Стили в европейском искусстве: романский, готический в стратегии стилеобразования костюмных комплексов. Формирование стилевых концепций в костюме на основе искусства античности. Разработка сценария показа моделей на данную тему Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.6. Проектирование коллекции на тему: готика Сам. работа 1 7 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.7. Искусство Возрождения как источник стилеобразования в моде Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.8. Проектирование коллекции на тему: Ренессанс Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Стили барокко, рококо, классицизм в искусстве костюма Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.10. Проектирование коллекции на тему: барокко Сам. работа 1 6 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.11. Модерн в процессе стилеобразования костюма. Разработка сценария показа моделей на данную тему Практические 1 2 ПК-4, ПК-9 Л2.2, Л3.1, Л2.6, Л2.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Усова М. Т. История зарубежного искусства: Учебное пособие Новосибирский государственный технический университет, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Алексеев А. Г. Проектирование : предметный дизайн: учебное наглядное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646
Л1.3 Чинцова М. К. Графические образы моды: Учебное пособие для вузов Архитектон, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436783
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гнедич, П. П. История искусств : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Сохачевская В.В. Художественный текстиль: материаловедение и технология: учебное пособие ВЛАДОС, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Н. Г. Багдасарьян Культурология: учебник М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Цветкова Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 biblioclub.ru
Л2.6 Кирюхин С. М., Шустов Ю. С. Текстильное материаловедение: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.7 Черняева И.В. Всеобщая история искусств: основы искусства XX века: рабочая программа учебной дисциплины Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н.С. Попова, Е.Н. Черняева История искусств: учебно-методический комплекс дисциплины Кемерово : КемГИК// ЭБС Лань", 2014 e.lanbook.com
Л3.2 Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ В КУЛЬТУРЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСКУССТВА. students-library.com
Э2 Искусство в системе культуры kulturoznanie.ru
Э3 Всеобщая история искусства files.lib.sfu-kras.ru
Э4 Статьи по всеобщей истории искусств artyx.ru
Э5 Елинер, Наталия Григорьевна. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах: опыт применения системно-культурологического подхода : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 155 с. www.lib.ua-ru.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа учебной дисциплины включает в себя лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. В течение всего срока обучения, студенты приобретают практические навыки по, овладевают широким спектром формирования различных стилевых решений в художественном проектировании костюма, выполняют упражнения на генерирование новых идей для создания новых моделей одежды и аксессуаров.
Прежде чем студентам приступить к работе преподаватель четко формулирует цель данного задания и задачи, которые обучающемуся предстоит решать в процессе эскизирования коллекции, создания фор-эскизного ряда моделей одежды и аксессуаров. Каждый сеанс работы необходимо контролировать, своевременно давая рекомендации, что способствует более четкому соблюдению последовательности исполнения задания и дает возможность сформировать эталон.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум графических работ - портфолио. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.