МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент кафедры уголовного права и криминологии, Ерахмилевич В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Проблемы квалификации преступлений» являются:
- подготовка специалистов в сфере уголовного права;
- обеспечение углубленного изучения уголовного права;
- обучение практике применения уголовного законодательства на основе общетеоретических положений и новейших течений в науке уголовного права;
- поиск решений по проблемам квалификации преступлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4
Основные правила квалификации преступлений
Основные проблемы квалификации преступлений в зависимости от признаков преступления
ПК-8
Основные способы и правила квалификации преступлений
ПК-9
Способы и особенности квалификации преступлений в нестандартных ситуациях
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4
Выделять основные признаки преступления
Квалифицировать преступления и их отграничения от иных правонарушений
ПК-8
Принимать управленческие решения обеспечивающие квалификацию различных видов преступлений
ПК-9
Воспринимать и анализировать информацию обеспечивающую квалификацию преступлений в нестандартных ситуациях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4
Общими навыками квалификации преступлений
АК-8
Навыками квалификации преступлений в нестандартных ситуациях
Навыками квалификации преступлений с восприятием и на основе анализа поступающей информации
ПК-9
Навыками квалификации преступлений с обеспечением поиска и анализа поступающей информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды, значение и правила квалификации
1.1. Понятие, виды, значение и правила квалификации Лекции 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие, виды, значение и правила квалификации Сам. работа 1 10 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Процесс (этапы) квалификации
2.1. Процесс (этапы) квалификации Лекции 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Процесс (этапы) квалификации Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Состав преступления – как основание квалификации преступлений
3.1. Состав преступления – как основание квалификации преступлений Сам. работа 1 10 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Проблемы квалификации преступлений при наличии бланкетных и оценочных признаков
4.1. Квалификация преступлений при наличии бланкетных и оценочных признаков Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Объект преступления. Проблемы квалификации по признакам объекта
5.1. Объект преступления. Проблемы квалификации по признакам объекта Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Объект преступления. Проблемы квалификации по признакам объекта Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Объективная сторона преступления. Проблемы квалификации по признакам объективной стороны
6.1. Объективная сторона преступления. Проблемы квалификации по признакам объективной стороны Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Объективная сторона преступления. Проблемы квалификации по признакам объективной стороны Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Субъективная сторона преступления. Проблемы для квалификации по признакам субъективной стороны
7.1. Субъективная сторона преступления. Проблемы для квалификации по признакам субъективной стороны Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Субъективная сторона преступления. Проблемы для квалификации по признакам субъективной стороны Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Субъект преступления. Проблемы квалификации по признакам субъекта
8.1. Субъект преступления. Проблемы квалификации по признакам субъекта Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Субъект преступления. Проблемы квалификации по признакам субъекта Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Множественность и конкуренция преступлений. Проблемы квалификации при множественности и конкуренции преступлений
9.1. Множественность и конкуренция преступлений. Проблемы квалификации при множественности и конкуренции преступлений Практические 1 2 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Множественность и конкуренция преступлений. Проблемы квалификации при множественности и конкуренции преступлений Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Стадии совершения преступления. Проблемы квалификации при неоконченной преступной деятельности
10.1. Стадии совершения преступления. Проблемы квалификации при неоконченной преступной деятельности Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Стадии совершения преступления. Проблемы квалификации при неоконченной преступной деятельности Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Проблемы квалификации преступлений, совершенных в соучастии
11.1. Проблемы квалификации преступлений, совершенных в соучастии Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
11.2. Проблемы квалификации преступлений, совершенных в соучастии Сам. работа 1 8 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Лабораторный практикум
12.1. Лабораторный практикум Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. Практическое занятие по решению задач
13.1. Практическое занятие по решению задач Практические 1 1 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
13.2. Зачет Зачет 1 4 ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету.
1. Понятие квалификации преступлений.
2. Правовое основание квалификации преступлений.
3. Понятие и значение состава преступления.
4. Виды объектов преступления и их значение для квалификации.
5. Объективная сторона преступления, ее признаки и значение для квалификации.
6. Потерпевший и его значение для квалификации.
7. Последствия преступления и их значение для квалификации.
8. Обстоятельства, исключающие уголовно-правовое значение деяния.
9. Длящиеся и продолжаемые преступления, особенности квалификации.
10. Виды умысла и их значение для квалификации.
11. Неосторожность, ее виды и значения для квалификации.
12. Квалификация преступлений с двумя формами вины.
13. Значение мотива и цели для квалификации преступления.
14. Возраст субъекта и его значение для квалификации.
15. Специальный субъект, его виды и влияние на квалификацию.
16. Квалификация при неоконченном преступлении.
17. Квалификация действий соучастников при добровольном отказе.
18. Квалификация преступлений при различных формах соучастия.
19. Квалификация преступлений при бланкетных нормах.
20. Понятие негативных признаков состава преступления и их влияние на квалификацию.
21. Квалификация при множественности преступлений.
22. Понятие и виды конкуренции норм, правила квалификации.
23. Понятие и виды правил квалификации преступлений.
24. Этапы квалификации преступлений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень типовых тем рефератов.
1. Понятие «квалификация преступления».
2. Правовое основание квалификации преступлений.
3. Понятие состава преступления, его значение, элементы и признаки.
4. Объект преступления: понятие и его признаки.
5. Виды объекта и значение для квалификации.
6. Предмет и потерпевший
7. Объективная сторона состава преступления и ее признаки.
8. Деяние: признаки и формы.
9. Последствия и причинная связь.
10. Факультативные признаки объективной стороны преступления.
11. Субъект преступления и его основные признаки.
12. Возраст уголовной ответственности и его значение для квалификации.
13. Вменяемость и невменяемость: вопросы установления и значения.
14. Специальный субъект: основание классификации и влияние на квалификацию.
15. Субъективная сторона состава преступления: понятие и признаки.
16. Вина и её признаки. Значение для квалификации.
17. Умысел и его виды и их значение для квалификации.
18. Неосторожность и её виды.
19. Факультативные признаки субъективной стороны и их значение для квалификации.
20. Субъективная ошибка и её значение для квалификации.
21. Понятие и виды неоконченного преступления.
22. Вопросы разграничения стадий преступления.
23. Квалификация преступлений при приготовлении, покушении и добровольном отказе.
24. Понятие соучастия и его признаки.
25. Формы соучастия, признаки и влияние на квалификацию.
26. Виды соучастников.
27. Особенности квалификация действий соучастников.
28. Конкуренция норм, ее виды и влияние на квалификацию.
29. Квалификация преступлений при бланкетных нормах.
30. Негативные признаки состава преступления и их уголовно-правовое значение.
31. Понятие правил квалификации.
32. Виды правил квалификации.
33. Процесс квалификации.
34. Основание выделения этапов квалификации.






5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещаетя в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/87C57CA9-7386-4FA4-8E49-9A8CC0FB89B1
Л1.2 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник Уголовное право. Общая часть : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017 https://urait.ru/bcode/404960
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э3 Научная электронная библиотека http://elibrary.ru
Э4 Сайт Верховного суда http://www.supcourt.ru/
Э5 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Проблемы квалификации преступлений» осуществляется после освоения студентами уголовного права и предполагает углубленное рассмотрение общих вопросов квалификации преступлений. Данный спецкурс предназначен для формирования у студентов навыков практического применения положений уголовного законодательства в следственно-судебной практике.
Теоретический материал предполагает комплексный подход использования знаний не только Общей и Особенной частей уголовного права, но и знаний, полученных при изучении иных дисциплин уголовно-правового цикла, в частности, уголовного процесса и криминалистики. При подготовке к занятию рекомендуется рассматривать не только вопросы общей части, но и их практическое преломление в конкретных составах преступлений, предусмотренных в Особенной части УК.
Основным навыком, приобретение которого предполагает изучение данного курса, является получение умений по решению практических казусов, задач. Именно решение практической задачи позволяет увидеть всю совокупность взаимосвязи различных дисциплин, изученных обучающимися, при определении правильного решения.
При решении предлагаемых задач необходимо учесть, что представленная в ней информация уже есть лишь «выжимка» из уголовного дела. Отсюда некоторая недоговоренность, нехватка фактического материала. И поэтому для обеспечения направленности подготовки магистрантов уголовно-правовой специализации к практической деятельности Вам необходимо самим определить, какая дополнительная информация требуется для разрешения казуса, каким образом она может быть получена, кем и в каком процессуальном виде может быть представлена.
Кроме того, получаемая информация может быть как положительной, так и отрицательной. Например, лицо находилось либо не находилось в состоянии аффекта. Это обстоятельство влияет на квалификацию деяния. Следовательно, нужно рассмотреть два варианта квалификации этого казуса.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем эссе и реферата колеблются от 3 до 7 страниц. Оформляются работы на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работ должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при их написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).