МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История моды и стиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-235-2019
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 219
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 19,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 4 4 16 16
Практические 22 22 38 38 38 38 98 98
Сам. работа 44 44 100 100 75 75 219 219
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 144 144 360 360

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История моды и стиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
На основе изучения и анализа социокультурных факторов сформировать понимание сущности, содержания, структуры и закономерностей развития форм одежды как части материальной культуры в её историческом становлении, а также рассмотреть процесс появления, развития и смены художественных стилей костюма различных культур и цивилизаций на протяжении истории человечества для использования базывах знаний по профессии в художественном проектировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
ПК-3 Способность использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать основные этапы развития костюма разных народов;о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.-знать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Историография костюма. Журналы по истории костюма в Европе, России и США. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Костюм древних цивилизаций Месопотамии, Египта.
2.1. Особенности формообразования и декорирования костюма Древнего Востока Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Разработка эскиза костюма народов Месопотамии Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Разработка эскизного ряда костюма Египта Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Неизменяемость, постоянство и однообразие, как основные признаком одежды Египта. Идеал красоты и его значение для формообразования костюма. Символы и знаки в египетском костюме.(Подготовка к семинару). Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Костюм стран Востока: Индии, Китая, Японии.
3.1. Разработка эскиза костюмов Индии Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Разработка эскиза китайского костюма Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Влияние культурного ландшафта на формообразование костюма на Востоке. Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Предпосылки сложения архитектонических форм в костюме на Востоке. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Социальные функции костюма на Востоке. Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Костюм в контексте культуры Индии, связь с искусством. Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Информативность китайского костюма как исторического источника Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Роль пространства на примере японского и китайского традиционного костюма. Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Костюм античных культур: Древней Греции, Древнего Рима.
4.1. Искусство архаической Греции и место костюма в культуре. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Становление мировой державы и роскошь римского костюма. Цветовые предпочтения. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Восточные заимствования в античном костюме.(Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Символы сословий в римском костюме. (Подготовка к семинарскому занятию). Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Великий Шелковый путь и Рим. Производство тканей. (Подготовка к семинарскому занятию). Практические 1 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Зачет 1 0 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Костюм Западной Европы.
5.1. Особенности европейского костюма в эпоху средневековья. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Искусство костюма готического стиля Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Готический стиль в искусстве Европы в период средневековья Сам. работа 2 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Разработка эскиза европейского средневекового костюма Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Разработка эскиза костюма романского стиля Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Романский стиль в искусстве Европы в период средневековья Сам. работа 2 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Разработка эскиза костюма готического стиля Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Костюм романского стиля Сам. работа 2 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.9. Стиль в итальянском костюме Сам. работа 2 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.10. Проблема стиля в европейском костюме эпохи Возрождения Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.11. Разработка эскиза французского костюма эпохи Возрождения Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.12. Костюм эпохи Возрождения Сам. работа 2 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.13. Особенности стиля в французском костюме Сам. работа 2 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.14. Разработка эскиза европейского костюма XVII века Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.15. Франция как законодатель мод Сам. работа 2 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.16. Мода, стиль и костюм в истории Европы Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.17. Мода "галантного века" Сам. работа 2 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.18. Крушение старого сословного быта и демократизация костюма. Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.19. Крушение старого сословного быта и демократизация костюма. Сам. работа 2 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.20. Христианство и история эволюции форм европейского костюма. Сам. работа 2 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.21. Региональные особенности ювелирного искусства в Европе. Сам. работа 2 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.22. Зачёт Зачет 2 0 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. История моды и стиля 19-20 вв. Современный костюм
6.1. Европейский костюм 19 века Лекции 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Разработка эскизов европейского женского костюма Практические 3 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Проблема формообразования в костюме Европы в 19 веке Практические 3 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Стили и направления в искусстве Европы и их отражение в костюме Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Стиль модерн в европейском костюме Лекции 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Разработка эскизов мужского и женского костюма в стиле модерн Сам. работа 3 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.7. Стиль модерн в культуре и искусстве западной Европы Сам. работа 3 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.8. Разработка эскизного ряда костюма эпохи французской революции Сам. работа 3 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.9. Роль французской революции в формировании и развитии костюма Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.10. Выработка общего типа городского европейского костюма Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.11. Роль модных журналов в истории моды и стиля. Практические 3 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.12. История модных журналов Сам. работа 3 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.13. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.14. Развитие женского костюма в 1915—1925 годах Практические 3 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.15. Европейский костюм XX века (1925-1940 гг.) Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.16. Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества (1900 - 1970 гг.) Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.17. Развитие конструирования и моделирования Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.18. Русский народный костюм Практические 3 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.19. Русский народный костюм из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.20. Костюмы русских губерний Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.21. Символика цвета в русского костюма Сам. работа 3 7 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.22. Экзамен Экзамен 3 27 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Цветкова Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Сандалов А. История костюма (словарь)* vneshnii-oblik.ru
Э4 Готическое искусство studme.org
Э5 ИСТОРИЯ Изобразительного искусства www.arthistory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.