МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История моды ХХ века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ДКиТ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 8 36 8
Практические 36 28 36 28
Сам. работа 45 72 45 72
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 135 144 135

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, К.А. Мелехова

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История моды ХХ века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016г. №№624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
На основе изучения и анализа социокультурных факторов сформировать понимание сущности, содержания, структуры и закономерностей развития форм одежды как части материальной культуры в её историческом становлении, а также рассмотреть процесс появления, развития и смены художественных стилей костюма различных культур и цивилизаций на протяжении истории человечества.
Задачи
•овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников;
•дать представление об особенностях костюма как сферы культуры, его основных функциях;
•объяснять изменение стилевых черт в костюме в исторической перспективе, показать основные периоды значимых изменений в нем;
•проследить диалектику развития и преемственности в костюме, составить у студента целостное, разностороннее представление о нем и ознакомить с современными методами его изучения в зарубежной и отечественной науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать основные этапы развития костюма разных народов;о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Категории костюма: архитектоническая, пластическая, декоративная, живописная. Функции костюма: информационно-семиотическая, социальная, магическая, охранная, эстетическая. Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Историография костюма. Журналы по истории костюма в Европе и США. Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Костюм и его компоненты, аксессуары. Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Основные факторы формирования и развития костюма у народов мира Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 7 12 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. История моды и стиля 19-20 вв. Современный костюм
2.1. Европейский костюм 19 века Лекции 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Разработка эскизов европейского женского костюма Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Роль модных журналов в истории моды и стиля. Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. История модных журналов Сам. работа 7 14 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Сам. работа 7 16 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Развитие женского костюма в ХХ веке Практические 7 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Европейский костюм XX века (1925-1940 гг.) Сам. работа 7 14 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.8. Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества (1900 - 1970 гг.) Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.9. Развитие конструирования и моделирования Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.10. Зачет 7 0 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Хамматова В. В. , Салахова А. Ф. , Вильданова А. И. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: учебное пособие Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев А. А. История моды. Кристиан Диор: Иллюстрированные издания / Историко-документальная литература Этерна, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277693 (
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.