МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства Древнего Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, К.А. Мелехова

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства Древнего Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение комплексом знаний по проблемам и направлениям изучения истории искусства Древнего Востока (культур Древнего Египта и Месопотамии), а также критики источников и исследований по теме, где доминирующей является конкретно-историческая информация о развитии искусства для решения профессиональных исследовательских задач. Изучить информацию о содержании процессов развития духовной культуры Древнего Востока с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. базовый материал основных учебных циклов;
2. периодизацию и историю развития всех видов, родов и жанров пластических
искусств Древнего Востока;
3. особенности материалов, техники пластических искусств и особенности архитектурных конструкций древневосточных цивилизаций и их историческую эволюцию;
4. профессиональную искусствоведческую терминологию по истории искусства Древнего Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной,
культурно-просветительской деятельности;
определять типологическую и жанровую принадлежность произведений древневосточных цивилизаций;
устанавливать принадлежность памятника к той или иной эпохе, давать приблизительную его атрибуцию;
использовать полученные профессиональные знания по данной дисциплине в практической деятельности и дальнейшем профессиональном образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения искусства Древнего Востока.
навыками междисциплинарного исследования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство Древнего Египта
1.1. Общая характеристика зарождения и формирования культуры Древнего Египта Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Заупокойный культ и его роль в развитии культуры Древнего Египта Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Проблема стиля в искусстве Древнего Египта Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности архитектуры, скульптуры, живописи в период Древнего царства Практические 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Искусство Древнего царства Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Архитектура гробниц Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Особенности искусства Среднего царства Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Эволюция стиля в период Среднего царства Практические 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Тенденции развития искусства в период Среднего царства Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Искусство в период Амарны Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Особенности стиля в период Нового царства Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Реформы Эхнатона в период Нового царства Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Месопотамии
2.1. Особенности культуры и искусства царств на территории Месопотамии Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Шумеро-Аккадская культура и искусство - как основа художественных традиций в Месопотамии Практические 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Культура и искуссво Шумера Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Культура и искусство Аккада Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Формирование и развитие культуры Месопотамии в период Старовавилонского царства Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности искусства в период Старовавилонского царства и Ассирии Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Стили и направления в архитектуре Ассирии Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Культра и суровый стиль хеттов и хурритов Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Монументальные задачи в искусстве хеттов и хурритов Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Искусство Ассирии Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Искусство периода Нововавилонского царства, династий Ахеменидов и Сасанидов Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Художественные традиции в период династии Ахеменидов и Сасанидов Сам. работа 1 3 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Экзамен 1 9 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
Л1.2 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Амиржанова А. Ш. История искусств : основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья:: учебное пособие Издательство ОмГТУ,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493250
Л2.2 Титаренко И.Н. История культуры Древнего Востока: учебное пособие Издательство ЮФУ, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://ibooks.ru/reading.php?productid=344260 ibooks.ru
Э2 https://ibooks.ru/reading.php?productid=21971 ibooks.ru
Э3 Статьи по всеобщей истории искусств artyx.ru
Э4 Древняя Месопотамия bstudy.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.