МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства стран Ислама

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кандидат искусствоведения, доцент, К.А. Мелехова

Рецензент(ы):
Кандидат искусствоведения, доцент , И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства стран Ислама

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – рассмотреть искусство стран ислама в качестве одного из основных механизмов развития мусульманских регионов мира; ознакомить будущих специалистов с главными этапами складывания многослойного культурного пространства исламского мира, с его конкретно-исторической динамикой и спецификой проявления на каждом этапе, в специфических условиях отдельных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Специфику мирового исламского искусства и роль его в регионе;
3.2.Уметь:
3.2.1.На конкретно-историческом материале раскрывать содержание процессов развития искусства исламских стран
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применять полученные знания при изучении других дисциплин и в практической работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности искусства стран ислама
1.1. Актуальность изучения. Историография. Научное изучение искусства стран ислама Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Возникновение и распространение культуры ислама в средние века Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Коран как основной источник изучения мусульманской культуры Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Место мусульманского искусства в мировой культуре Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные понятия изучения искусства стран ислама Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Иерархия видов и жанров изобразительного и декоративно-прикладного искусства в мусульманской традиции Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Каллиграфия как вид искусства Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Каллиграфические стили Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Особенности архитектуры стран ислама Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Искусство Арабского Халифата
2.1. Общая характеристика культуры и искусства стран ислама в период формирования Халифата Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Искусство Арабского Халифата. Общая характеристика Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Особенности архитектуры и изобразительного искусства арабских стран. Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Искусство Арабского Халифата в период династии Омейядов Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Особенности архитектуры в период халифата Омейядов Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Изобразительное искусство Халифата Омейядов Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Декоративно-прикладное искусство халифата Омейядов Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Искусство халифата Аббасидов Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Архитектура и изобразительное искусство периода Аббасидов Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Искусство ислама после распада Арабского халифата Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Развитие городской среды Багдада и Дамаска. Новые формы архитектуры Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Основные школы арабской миниатюры Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Мусульманское искусство Х - XVII вв.
3.1. Особенности искусства ислама в регионах мира Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Искусство средневекового Египта Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Искусство Турции Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Искусство Ирана Сам. работа 4 3 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Искусство Индии X - XVII вв. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Искусство стран Магриба и Мавританской Испании Сам. работа 4 3 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Зачет 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тюрева Л.С. АРАБСКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ИСЛАМА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Москва : Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774 (
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/156395/#1
Э2 https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/75685/#1
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.