Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 22.06.2019 г. № №8
Заведующий кафедрой Жариков А.В. к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Цель дисциплины Подготовка студентов к процессу разработки и применения интеллектуальных автоматизированных информационных систем путем изучения базовых моделей искусственного интеллекта (ИИ), методик автоматизации принятия решений и методов построения интеллектуальных информационных систем. Задачи курса: - изучение основных этапов развития теории искусственного интеллекта; - рассмотрение основных задач, решаемых системами искусственного интеллекта; - изучение основ разработки моделей представления знаний при построении интеллектуальных систем; - рассмотрение теоретических и некоторых практических вопросов создания и эксплуатации экспертных систем; - изучение особенностей разработки моделей предметных областей при построении интеллектуальных систем; - выделение особенностей практического использования интеллектуальных информационных систем в области экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-22 | способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные задачи, решаемые системами искусственного интеллекта, основные модели представления знаний, методы инженерии знаний, виды систем поддержки принятия решений, вопросы практического использования экспертных и интеллектуальных информационных систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь классифицировать решаемые задачи, анализировать архитектуру ЭС с позиций инженера по знаниям и пользователя. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки работы с базами данных и базами знаний; быть способным оценивать возможность применения конкретной ЭС для решения задач заданного класса; иметь навыки представления знаний с помощью инструментальных средств; навыки реализации простейших ЭС. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основной | ||||||
1.1. | Интеллектуальные системы (ИС), основные свойства, история развития. Виды интеллектуальных систем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Классификация ИС, Составные части ИС, обработка знаний и вывод решений в ИС. Экспертные системы. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Методы приобретения и пополнения знаний. Модели представления знаний. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Логическая модель представления знаний, доказательство методом резолюций. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Продукционная модель, стратегии поиска, поиск в пространстве состояний, эвристические функции. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.13. | Сценарии, фреймы, концептуальные зависимости и их роль в приобретении знаний. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.15. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.17. | Логика немонотонных рассуждений, представление нечетких данных и знаний, символьное обучение. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.19. | Создание интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Нейроинформатика. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.23. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.24. | Теория интеллектуальных системы (ИС), основные свойства. Виды интеллектуальных систем. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.25. | Распознавание образов, понимание естественного языка. | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1 |
1.26. | Создание интеллектуальных систем. | Практические | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Б. Кудрявцев, Э. Э. Гасанов, А. С. Подколзин. — | Интеллектуальные системы : учебник и практикум для среднего профессионального образования: | Москва:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.2 | Ясницкий Л.Н. | Введение в искусственный интеллект: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2005 | www.studmed.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Галушкин А.И. | Нейронные сети: основы теории: учебное пособие | Горячая линия - Телеком, 2012 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЕКТ. Статьи и литература. http://ai.obrazec.ru/ | |||
Э2 | Основные понятия и определения.Язык пролог. http://www.techno.edu.ru/db/sect/5896 | |||
Э3 | Алгоритмы. Методы. Исходники http://algolist.manual.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
CLIPS Deductor Academic Microsoft Windows Microsoft Office AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. Дисциплина рассчитана на 1 семестр, в конце курса сдается зачет. Типовые задания и вопросы к зачету можно найти в приложении. |