МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 211
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 14 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 18 2 38 22
Лабораторные 24 24 24 0 48 24
Сам. работа 109 109 102 0 211 109
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 180 180 144 2 324 182

Программу составил(и):
кандидат хим. наук., доцент, Ильина Елена Георгиевна;к.х.н, доцент, Маркин В.И.;

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент , Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доктор физ.-мат. наук, проф. Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Доктор физ.-мат. наук, проф. Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• освоение теоретических основ современной химии, ее методологических подходов;
• формирование представления о возможности применения закономерностей и методов химии в профессиональной деятельности биологов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законы химии;
общую характеристику химических элементов и их соединений;
биологическую роль и токсичность химических элементов;
требования техники безопасности работы в лаборатории и правила оказания первой помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.решать задачи по расчету основных характеристик химических реакций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.рассмотрения свойств элементов и условий прохождения химических реакций с применением периодического закона; Д.И.Менделеева, сведений о строении и размерах атома и других фундаментальных закономерностей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-химические основы неорганической химии
1.1. Основы химической термодинамики и кинетики Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Растворы. Способы выражения концентраций растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Растворы. Концентрации растворов. Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Подготовка к теме "Растворы. Способы выражения концентраций растворов" Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.10. Подготовка к теме "Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей" Сам. работа 1 16 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.11. Электролитическая диссоциация Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.12. Электролитическая диссоциация Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.13. Подготовка к теме "Электролитическая диссоциация" Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.14. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.15. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.16. Подготовка к теме "Окислительно-восстановительные реакции" Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.17. Строение атома. Химическая связь. Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.18. Строение атома. Химическая связь. Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.19. Подготовка к теме "Строение атома. Химическая связь." Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Химия элементов
2.1. Периодический закон и периодиеская система элементов Д.И. Менделеева Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Изменение свойст соединений элементов по периодам и группам Периодической системы элементов Лекции 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Основные химические свойства, биороль и токсичность соединений s-, p-, d-элементов Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведены в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Е.Г. Физико-химические основы неорганической химии: АлтГУ, 2014 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/216
Л1.2 Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: основная литература Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Ильина Е.Г. Общая и неорганическая химия: основная литература Издательство Алтайского государственного университета, г. Барнаул, 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6042
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Г. Ильина Избранные главы неорганической химии: дополнительная литература Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/917
Л2.2 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: дополнительная литература М.: ООО «Изд–во АСТ»,, 2004.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять лабораторные и контрольные работы, задания (рефераты), предлагаемые преподавателем для самостоятельной работы.
1. Ведение записей. В тетради для ведения записи лекций необходимо оставлять поля 3−4 см, которые используются для комментариев при изучении материала. Например, не всегда удается записать материал лекций без упущений, возникшие проблемы можно восстановить, работая с учебником. Запись лекций нужно вести обязательно, так как лекция — это краткое изложение самых основных и сложных разделов каждой темы с выводом формул, с иллюстрацией теоретического материала, интересными и полезными примерами.
Нужно уметь кратко зафиксировать в тетради содержание лекции, иначе к следующему занятию материал может забыться. Запись основного содержания рассказа преподавателя способствует воспитанию культуры умственного труда, обогащает знаниями, заставляет работать три вида памяти: слуховую, зрительную и моторную. Краткая запись в тетради нового учебного материала облегчает работу с текстом учебника дома.
Скорость записи зависит от умения пользоваться приемом сокращения слов, но нужно помнить, что для удобства расшифровки сокращают в основном прилагательные, деепричастия и причастия. Можно также сокращать наиболее часто встречающиеся слова, характерные для химии, такие как атом (а), молекула (м), вещество (в-во) и др. Используя этот прием, добиваются увеличения скорости письма, что пригодится на лекциях.
2. Работа с учебником играет важную роль в самоподготовке студентов. Прочитав дополнительно материал учебника, можно более глубоко изучить какую-либо тему, лучше в ней разобраться, понять то, что было не понято на лекции. При первом чтении материала нужно выделять главные, существенные моменты и фиксировать их на бумаге. То, что ясно, можно опустить. При вторичном чтении обращают внимание на мелкие детали, неясные места. Если что-то важное забыто, то его можно найти в этом или другом учебнике и кратко зафиксировать. После этого читают еще раз, обращая внимание на главное. Затем воспроизводят весь материал, пользуясь записями при закрытой книге. Если при этом возникают затруднения, то следует пометить, что не удалось вспомнить, и продолжить рассказ про себя или вслух, а после его окончания обратиться еще раз к непонятным местам в учебнике.
3. Самоконтроль. Нужно внимательно выполнять домашние задания, так как иногда возникают обидные ошибки, например, неправильно выведена формула и, как следствие, задача решена неверно, неправильно расставлены коэффициенты в ОВР и др. Часто причиной низкого качества выполненной работы бывает не только пренебрежение к самоконтролю, но и незнание его приемов. Ими нужно овладевать изо дня в день. Присмотритесь внимательно к вашей работе на лекциях и дома. Наряду с получением новых знаний, вы постоянно овладеваете новыми приемами самоконтроля, совершенствуете их, закрепляете уже известные. Это происходит во время ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач и других видов работ. Обычно в качестве приемов самоконтроля чаще всего применяется воспроизведение прочитанного текста в целом и по частям, припоминание основных моментов изучаемого матери-ала по пунктам, составленным в ходе чтения плана. Полезным приемом самоконтроля являются ответы на контрольные вопросы в конце каждой темы или задачника. Они требуют точного воспроизведения текста, например, вопросы на знание формулировки закона, правил и др. Но значительно ценнее вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
4. Выполнение домашних заданий. С чего начинать выполнение домашних заданий, что и как делать и чем закончить?
В учебной работе полная самостоятельность проявляется в ходе выполнения домашних заданий. Письменные задания по каждой теме нужно выполнять в тот же день, когда была прочитана лекция по этой теме, пока все еще свежо в памяти. Это дает возможность сделать их быстро и без перенапряжения. Теоретический материал учат за день до семинара по расписанию.
Следует отметить, что регулярное выполнение домашних заданий — естественное продолжение работы на семинаре, возможность для закрепления знаний, устранения в них пробелов. Одна из причин невыполнения домашних заданий — неумение читать лекции и учебники, осмысливать прочитанное, выделять главное и существенное, заучивать факты. Новый материал всегда содержит элементы известного и неизвестного, понятного и непонятного. Трудность восприятия нового — естественный процесс. Чтобы его облегчить, нужно зафиксировать непонятное, а затем обратиться за помощью к преподавателю или найти ответы в литературе. Иногда для понимания трудных вопросов требуются продолжительное время и различные способы их усвоения, но материал каждой темы обязательно должен быть усвоен.
Откладывать выполнение домашних заданий на последующие дни нельзя, так как можно забыть учебный материал. Привычка готовить домашние задания вслед за лекциями поможет нормализовать нагрузку и упорядочить бюджет времени.
В работе по выполнению домашних заданий можно выделить три этапа: подготовительный, или организационный, собственно самостоятельная работа и самоконтроль. Первый этап включает подготовку рабочего места, составление плана работы, второй — выполнение домашних заданий в соответствии с намеченным планом, третий — самоконтроль и исправление ошибок. Когда вы хорошо выучили текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
Памятка для работы с текстом лекции
1. Сначала прочитайте про себя или вслух текст лекции медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.
2. Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.
3. Обратите особое внимание на состав и строение веществ, запись формул и уравнений реакций и их сущность.
4. Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или учителю.
5. Только после того, как вы хорошо выучили текст лекции, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
6. Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, внесите необходимые исправления.
Для допуска к экзамену необходимо посещение всех лекций, практических и лабораторных занятий, выполнение всех контрольных работ, написание реферата. При подготовке к лабораторным и практическим занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводившего лекционный курс, индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.
Студенту необходимо внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий, систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы, вокруг которых собирается все остальное. Это своеобразные «проверочные» вопросы перед экзаменом, их дает кафедра. Студент, способный на них ответить, может считать себя подготовленным, к экзамену.
Экзамен проводится по билетам, в каждом из них поставлены пять вопросов (теоретических и практических) из разных частей (разделов, тем) учебной дисциплины. Экзамен проводится в псьменной форме. Требования к изложению материала: изложение материала должно быть точным, должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе, изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка. Ответ должен показать, как глубоко освоена дисциплина, насколько широки познания по предмету.
Ответ по каждому вопросу оценивается по четырехбалльной шкале.