Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент
1.1. | формирование понимания сущности социальной работы с граждами с поведенческими рисками; сформировать у студентов представление о современном состоянии организации социальной работы в области профилактики поведенческих рисков и девиаций; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01 |
ПК-3 | способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные категории курса, теоретические и практические основы социальной помощи для мобилизации собственных ресурсов у групп поведенческого риска, основные особенности поведения групп поведенческого риска; проблемы и потребности в социальной помощи и социальном обсулуживании у групп поведенческого риска |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать характер проводимой рабоыт с группами поведенческого риска; предложить методы и содержание работы с представителями групп поведенческого риска; определять направления, цели и задачи социальной работы с лицами с поведенческими отклонениями |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ситематизации и анализа учебно-методической литературы, разработки инновационных форм работы с группами поведенческого риска |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы работы с группами поведенческого риска | ||||||
1.1. | Теоретические основы, возникновения и развития поведенческих отклонений | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
1.2. | Теоретические основы, возникновения и развития поведенческих отклонений | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
1.3. | Теоретические основы, возникновения и развития поведенческих отклонений | Сам. работа | 8 | 12 | Л1.2, Л2.1, Л1.4 | |
1.4. | Понятие «группа риска», как объект социальной работы | Лекции | 8 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 | |
1.5. | Понятие «группа риска», как объект социальной работы | Практические | 8 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 | |
1.6. | Понятие «группа риска», как объект социальной работы | Сам. работа | 8 | 12 | Л1.1, Л2.1, Л1.4 | |
Раздел 2. Социальная работа с группами поведенческого риска | ||||||
2.1. | Социальной и правовое положение граждан БОМЖ . | Лекции | 8 | 2 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.2. | Социальной и правовое положение граждан БОМЖ . | Практические | 8 | 4 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.3. | Социальной и правовое положение граждан БОМЖ . | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.4. | Социальная работа с группами мигрантов и беженцев | Лекции | 8 | 2 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4 | |
2.5. | Социальная работа с группами мигрантов и беженцев | Практические | 8 | 4 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.4 | |
2.6. | Социальная работа с группами мигрантов и беженцев | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.4 | |
2.7. | Лица с девиантным поведением, как группа риска | Лекции | 8 | 2 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.4 | |
2.8. | Лица с девиантным поведением, как группа риска | Практические | 8 | 4 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.4 | |
2.9. | Лица с девиантным поведением, как группа риска | Сам. работа | 8 | 14 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.4 | |
2.10. | Категория лиц с психическими отклонениями как объект социальной работы | Лекции | 8 | 2 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.11. | Категория лиц с психическими отклонениями как объект социальной работы | Практические | 8 | 4 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.12. | Категория лиц с психическими отклонениями как объект социальной работы | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теоретические подходы к исследованию проблем девиантного поведения 2. Исследователи девиантного поведения 3. Возникновение девиации на различных этапах развития общества 4. Факторы и условия формирования эффективной системы профилактики девиантного поведения 5. Меры профилактики девиантных форм поведения в различные исторические периоды 6. Признаки девиантного поведения 7. Приведите примеры видов социальных норм. 8. Каковы причины формирования зависимых форм поведения? 9. Приведите примеры социальных патологий, приобретающих характер социальной катастрофы. По какому принципу их можно выделить 10. Характеристики девиантное поведение. 11. Основные подходы к классификации девиантного поведения 12. Причины и последствия одиночества для человека, социальной группы, общества в целом. 13. Причины и последствия алкоголизма для человека, социальной группы, общества в целом. 14. Причины и последствия сексуальных девиаций для человека, социальной группы, общества в целом. 15. Причины и последствия агрессии для человека, социальной группы, общества в целом. 16. Причины и последствия наркомании для человека, социальной группы, общества в целом. 17. Социальная работа с наркоманами и их окружением (направления, форма, принципы, методы). 18. Причины и последствия проявления суицидального поведения 19. Опишите меры предпринимаемые для профилактики суицидальных форм поведения 20. Опишите меры предпринимаемые для профилактики алкоголизма и наркомании 21. Опишите меры предпринимаемые для профилактики форм одиночества у различных групп населения 22. Агрессия как форма поведения, теории агрессии. 23. Меры профилактики агрессии. 24. Феномен «терроризма» как один из видов агрессии. 25. Насилие, как форма проявления агрессивного поведения. 26. Условия и факторы преодоления девиаций 27. Причины и последствия проституции для современного общества 28. Причины и последствия игромании для человека, социальной группы, общества в целом. 29. Причины и последствия трудоголизма для человека, социальной группы, общества в целом. 30. Созависимое поведение: особенности проявления, причины и последствия 31. Возможности социальной работы в профилактике девиантных форм поведения 32. Социальные меры по профилактике девиантных форм поведения 33. Учреждения системы социальной защиты, как субъекты профилактики девиантных форм поведения 34. Меры социальной помощи лицам с девиантным поведением 35. Факторы эффективной профилактики девиантных форм поведения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Инновационные практики социальной работы: коллективная монография / АлтГУ ; под ред. Ю. А. Калининой, С. Г. Чудовой. : | - Барнаул : АлтГУ, , 2017 | elibrary.asu.ru | |
Л1.2 | Е.А. Ипполитова | Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2014 | |
Л1.3 | Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник: | Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 | znanium.com | |
Л1.4 | Финогеева Э. А | Девиантология: практикум: | Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, , 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. | Этические основы социальной работы: учебное пособие : | Изд-во: М.: Проспект , 2016 | Электронный ресурс Университетская библиотека Onlinehttp://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443611&sr=1 |
Л2.2 | Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. | Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: | МГСУ.- М. : Академия, 2010 | |
Л2.3 | Холостова Е.И., Дашкина А.Н., Малофеев И.В. | Зарубежный опыт социальной работы: | Издательство "Дашков и К", 2017 | |
Л2.4 | И.Н.Галасюк, О.В.Краснова, Т.В. Шинина | Психология социальной работы : учебник | М.: Дашков и Ко, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453431 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДОМ и инфекционными заболеваниями. http:// www.altaids.alt.ru | |||
Э2 | Сайт о паллиативном и хосписной помощи.http://www.pallcare.ru/ | |||
Э3 | Сайт научно-популярного просветительского проекта фонда СПИД.Центр https//spid-center | |||
Э4 | Сайт центра медицинской профилактики город Томск http://profilaktika.tomsk.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2.Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4.Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5.Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |