МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания физики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.03. Радиофизика
ПрофильРадиофизические технологии в цифровой экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план03_03_03_РФ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Волков Н.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания физики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.03 РАДИОФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №225)

составлена на основании учебного плана:
03.03.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9/2018-19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н.,профессор А.А. Лагутин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9/2018-19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н.,профессор А.А. Лагутин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Методика преподавания физики» являются:
– развитие интеллектуальных способностей студентов через формирование системы основных педагогических и дидактических понятий, а также усвоение ими методов обучения физике;
– формирование системы практических умений применения основ дидактики физики для проведения различных занятий по физике.
Изучение дисциплины «Методика преподавания физики» направлено на решение следующих задач:
– изучить научные и психолого-педагогические основы структуры и содержания курса физики в общеобразовательных учреждениях;
– изучить принципы, методы и средства обучения физике;
– выработать умения планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля учебного заведения;
– привить студентам первоначальные навыки демонстрационного физического эксперимента, использования технических средств обучения и компьютеров.
– обеспечить осознание студентами социальной значимости учебной дисциплины «Методика преподавании физики» и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3 владением компьютером на уровне опытного пользователя, применению информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Научные и психолого-педагогические основы структуры и содержания курса физики в общеобразовательных учреждениях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать средства обучения, методы и методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля общеобразовательного учреждения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения демонстрационного физического эксперимента, использования технических средств обучения, компьютеров, проектора, интерактивных досок в учебном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. еоретические основы методики обучения физике в школе
1.1. Цели и задачи курса методики преподавания физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. генерализации знаний на основе фундаментальных физических теорий для преподавания физики в школе Практические 8 8 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Содержание и построение учебного предмета физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Образовательный стандарт Сам. работа 8 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Структура и построение уроков физики разного типа. Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы обучения физике Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Формы и виды практической работы по физике Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Применение информационных технологий в обучении физике Сам. работа 8 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Контроль и оценка результатов обучения физике Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методика преподавания отдельных разделов школьного курса физики
2.1. Методика изучения классической механики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ методических подходов в описании движения в механике. Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности изучения кинематики и динамики Сам. работа 8 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Методика изучения молекулярной физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.5. Два метода описания тепловых явлений и процессов: термодинамический и статистический Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности изучения МКТ и термодинамики Сам. работа 8 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.7. Методика изучения электродинамики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.8. Способы изучения различных проявлений электромагнитного поля Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Методика изучения квантовой физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.10. Способы Формирования представлений о фотонах и корпускулярно-волновом дуализме Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Особенности изучения эффекта Комптона Сам. работа 8 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.12. Методика изучения физики атома и атомного ядра Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.13. методика изучения способов получения радиоактивных изотопов и их использования в современном мире. Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.14. Особенности изучения теории Бора Сам. работа 8 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.15. Обобщающие занятия по теме «Физика и НТП», «Физическая картина мира». Сам. работа 8 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Образовательный стандарт
Применение информационных технологий в обучении физике
Особенности изучения кинематики и динамики
Особенности изучения МКТ и термодинамики
Особенности изучения эффекта Комптона
Особенности изучения теории Бора
Физика и научно-технический прогресс
Физическая картина мира
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.А. Самоненко Учителю физики о развивающем образовании: Учебное пособие М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.А. Ларченкова Десять интерактивных лекций по методике обучения физике: Учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows или Linux
Пакет офисных приложений
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При условии успешного выполнения всех практических заданий студент допускается к сдаче зачета.
Продолжительность зачета - 1 часа 30 минут. Зачет проводится в виде собеседования. Для получения зачета студент должен показать глубокие знания по вопросу, а также продемонстрировать уверенность в ответах, четкое и ясное изложение на грамотном языке.