МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания физики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.03. Радиофизика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план03_03_03_РФ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Волков Н.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания физики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.03 РАДИОФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №225)

составлена на основании учебного плана:
03.03.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9/2018-19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н.,профессор А.А. Лагутин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9/2018-19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н.,профессор А.А. Лагутин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Методика преподавания физики» являются:
– развитие интеллектуальных способностей студентов через формирование системы основных педагогических и дидактических понятий, а также усвоение ими методов обучения физике;
– формирование системы практических умений применения основ дидактики физики для проведения различных занятий по физике.
Изучение дисциплины «Методика преподавания физики» направлено на решение следующих задач:
– изучить научные и психолого-педагогические основы структуры и содержания курса физики в общеобразовательных учреждениях;
– изучить принципы, методы и средства обучения физике;
– выработать умения планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля учебного заведения;
– привить студентам первоначальные навыки демонстрационного физического эксперимента, использования технических средств обучения и компьютеров.
– обеспечить осознание студентами социальной значимости учебной дисциплины «Методика преподавании физики» и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3 владением компьютером на уровне опытного пользователя, применению информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Научные и психолого-педагогические основы структуры и содержания курса физики в общеобразовательных учреждениях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать средства обучения, методы и методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля общеобразовательного учреждения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения демонстрационного физического эксперимента, использования технических средств обучения, компьютеров, проектора, интерактивных досок в учебном процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. еоретические основы методики обучения физике в школе
1.1. Цели и задачи курса методики преподавания физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. генерализации знаний на основе фундаментальных физических теорий для преподавания физики в школе Практические 8 8 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Содержание и построение учебного предмета физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Образовательный стандарт Сам. работа 8 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Структура и построение уроков физики разного типа. Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы обучения физике Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Формы и виды практической работы по физике Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Применение информационных технологий в обучении физике Сам. работа 8 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Контроль и оценка результатов обучения физике Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методика преподавания отдельных разделов школьного курса физики
2.1. Методика изучения классической механики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ методических подходов в описании движения в механике. Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности изучения кинематики и динамики Сам. работа 8 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Методика изучения молекулярной физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.5. Два метода описания тепловых явлений и процессов: термодинамический и статистический Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности изучения МКТ и термодинамики Сам. работа 8 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.7. Методика изучения электродинамики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.8. Способы изучения различных проявлений электромагнитного поля Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Методика изучения квантовой физики Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.10. Способы Формирования представлений о фотонах и корпускулярно-волновом дуализме Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Особенности изучения эффекта Комптона Сам. работа 8 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.12. Методика изучения физики атома и атомного ядра Лекции 8 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.13. методика изучения способов получения радиоактивных изотопов и их использования в современном мире. Практические 8 4 ОК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.14. Особенности изучения теории Бора Сам. работа 8 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.15. Обобщающие занятия по теме «Физика и НТП», «Физическая картина мира». Сам. работа 8 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Образовательный стандарт
Применение информационных технологий в обучении физике
Особенности изучения кинематики и динамики
Особенности изучения МКТ и термодинамики
Особенности изучения эффекта Комптона
Особенности изучения теории Бора
Физика и научно-технический прогресс
Физическая картина мира
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.А. Самоненко Учителю физики о развивающем образовании: Учебное пособие М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.А. Ларченкова Десять интерактивных лекций по методике обучения физике: Учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows или Linux
Пакет офисных приложений
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При условии успешного выполнения всех практических заданий студент допускается к сдаче зачета.
Продолжительность зачета - 1 часа 30 минут. Зачет проводится в виде собеседования. Для получения зачета студент должен показать глубокие знания по вопросу, а также продемонстрировать уверенность в ответах, четкое и ясное изложение на грамотном языке.