Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Журналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_ЖТиММР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 141 | 141 | 141 | 141 |
Часы на контроль | 13 | 13 | 13 | 13 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | • сформировать у студентов комплексное представление о современных теоретических подходах к изучению массовых коммуникаций; • изучить основные векторы трансформации моделей СМИ в современной медиареальности; • показать значимость междисциплинарного знания в области медиаисследований; • научить использовать теории массовых коммуникаций в качестве концептуальной рамки для анализа процессов, происходящих в сфере медиа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-2 | Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах |
ОПК-5 | Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые категории теории массовой коммуникации; существующие подходы к классификации теорий медиа; основные парадигмы и концепции, раскрывающие природу, функции и механизмы влияния массмедиа; перспективы и ограничения этих теоретических подходов, векторы трансформации моделей СМИ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать и сопоставлять различные теории массовых коммуникаций, подвергать их критической рефлексии; применять изученные теоретические подходы и модели к анализу массовых коммуникаций и массмедиа в современном обществе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования концепций массмедиа в качестве теоретической базы исследования (при написании курсовых работ и магистерских диссертаций); применения знаний теорий массовых коммуникаций и векторов трансформации моделей СМИ в научных и общественных дискуссиях, затрагивающих роль медиа в современном обществе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теории массовых коммуникаций | ||||||
1.1. | Введение в теорию коммуникаций | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Многообразие подходов к пониманию «коммуникации» | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Эмпирико-функциональные теории массовых коммуникаций | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Культурно-критические теории массовых коммуникаций | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Теория «гейткипинга» в массмедиа, теории «новостных ценностей» | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Концепция «символической власти» Пьера Бурдьё | Практические | 1 | 0 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Лингвистическая группа теорий массовых коммуникаций | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Психологические и микросоциологические подходы к изучению коммуникаций | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Социальные исследования медиа: теории медиаэкологии и информационного общества | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Теории дискурса и критический дискурс-анализ | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Изучение литературы по дисциплине при подготовке к практическим занятиям и зачету | Сам. работа | 1 | 32 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Письменная работа | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Зачет | 1 | 0 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Теории трансформации моделей СМИ | ||||||
2.1. | Коммуникативные теории инноваций в сфере массмедиа | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Активный индивид как новая парадигма медиакоммуникационного пространства | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Теория «политической экономии» в развитии моделей СМИ | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Новые модели массмедиа | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Кибероптимизм и Киберскептицизм | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Модель социотехнологического альянса | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Письменная работа | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Изучение литературы по дисциплине при подготовке к практическим занятиям и экзамену | Сам. работа | 1 | 41 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Экзамен | 1 | 13 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кирия И.В., Новикова А.А. | История и теория медиа: | Высшая школа экономики, 2017 | e-libra.su |
Л1.2 | Бакулев Г.П. | Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: уч. пособие | Аспект Пресс, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Альтюссер Л. | Идеология и идеологические аппараты государства: | Неприкосновенный запас, 2011 | magazines.russ.ru |
Л2.2 | Ван Дейк Т.А. | Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации: | URSS, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход | wciom.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | Polpred.com/news | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |