МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История музеев Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История музеев Сибири» является подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении особенностями формирования художественных коллекций и сохранения культурного наследия сибирских музеев.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
-дать представление об основах истории сибирского музейного дела;
-ознакомление с уникальностью художественных коллекций в культурном пространстве региона;
-охарактеризовать особенности формирования провинциальных фондов художественных музеев;
-на конкретном историческом и современном материале приобретение навыков популяризации и сохранения культурного наследия региона;
-обеспечение понимания студентами богатейшего опыта, накопленного музеями Сибирского региона;
-познакомить студентов с современными провинциальными музейными площадками;
-сформировать их представление об архитектурном пространстве города;
-выработать навыки деятельности культуролога в художественно-культурном пространстве;
-владеть навыками историографического и библиографического анализа, а также поиска информации в электронных сетях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения художественных музеев Сибири;
основные характеристики художественных коллекций России и Сибири;
общие концепции истории развития сибирских музеев;
структуру региональной музейной системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять место художественных коллекций региона в контексте развития отечественного и мирового искусства;
использовать базовые знания истории искусств в ходе популяризации сибирского культурного наследия;
обеспечить понимание студентами богатейшего опыта, накопленного музеями Сибирского региона;
анализировать художественные коллекции, в том числе замечательные памятники изобразительного искуства с XVI по XXI вв.;
критически осмысливать основные проблемы сохранения сибирского культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления проблем, связанных с сохранением региональных памятников художественного наследия и способами их презентаций;
самостоятельно анализировать главные этапы процесса складывания многослойного провинциального музейного мира
анализом современной историко-культурной проблематики по сохранению и популяризации отечественного художественного и природного наследия;
методикой работы искусствоведа;
навыками бережного отношения к художественно-культурному наследию и человеку;
исследовательского поиска в библиотечных, электронных каталогах и сетевых ресурсах для предоставления информации в пользование музеев, архивов и библиотек, а также местного самоуправления органов культуры и искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы музейного дела
1.1. Типология музеев. Музей как объект исторического исследования. Определение, структура, функции музея. Историография сибирского музея. Лекции 3 2 ПК-9 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Историография сибирского музея.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 4 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Специфика художественных разделов сибирских краеведческих музеев.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Практические 3 2 ПК-9 Л3.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Музеи Сибири в ХVIII - на рубеже ХХI веков
2.1. Зарождение художественных коллекций в Сибири в XVIII - вт. пол. XIX веков. Иркутский Музеум. Сам. работа 3 9 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Зарождение художественных коллекций в Сибири в ХIX – нач. ХХ веков. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Практические 3 2 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в XIX - вт. пол. ХХ вв. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Лекции 3 2 ПК-9 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в ХVIII – нач. ХХ вв.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 9 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Становление художественных сибирских музеев и картинных галерей в XIX - вт. пол. ХХ вв. (Подготовка к практическому занятию). Сам. работа 3 9 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Художественные музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века. Пешеходная экскурсия. Сам. работа 3 9 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.2
2.7. Музеи и картинные галереи Алтайского края во второй половине ХХ века Сам. работа 3 8 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Вузовские выставочные площадки г. Барнаула на рубеже XX-XXI веков. Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. Сам. работа 3 8 ПК-9 Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Музеи-заповедники как объекты культурного наследия. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. Сам. работа 3 8 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л1.1
2.10. Памятники универсальной ценности Алтая. Историко-архитектурная ценность музейных зданий. (Подготовка к семинарскому занятию. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 3 6 ПК-9 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Сибирские музеи: проблемы и тенденции современного развития в ХХI веке
3.1. Музейная интеграция Сибири в мировую систему познавательного туризма. Лекции 3 2 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Музейная интеграция Сибири в мировую систему познавательного туризма.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, посещение музеев/галерей). Практические 3 2 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Участие в выставках/презенткациях художественных музеев/галерей. Сам. работа 3 10 ПК-9 Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.4. Выполнение письменной работы на одну из предложенных тем. Сам. работа 3 12 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1
3.5. Зачёт по дисциплине Зачет 3 4 ПК-9 Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова, Т. Г. Музеология: введение в профессию: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 И. В. Черняева Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв.: Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова, Т. Г. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/739
Л2.2 Степанская, Т. М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Гребенникова, Т. Г. Исторические музеи: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л3.2 Степанская Т.М. Художественное наследие Алтая и сопредельных территорий (Казахстан, Монголия, Китай) в контексте проблемы преемственности поколений: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.3 Степанская Т.М. Художественная критика: семинар-практикум: [учеб. пособие]. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музеи Сибири. - Барнаул,2007-2013. museum.nsc.ru
Э2 Музеи России. www.museum.ru
Э3 Музей «Город». www.barnaul-museum.ru
Э4 Галерея «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета. www.asu.ru
Э5 О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г. www.rosizo.ru
Э6 Российская музейная энциклопедия: Интернет-версия. www.museum.ru
Э7 Государственный художественный музей Алтайского края. muzei.ab.ru
Э8 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. www.gmilika.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.